EKportal.ru // СТАТЬИ // Менеджмент // Понятие и функции менеджментаКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Понятие и функции менеджмента

Автор: www.ekportal.ru
Дата: 2008-03-03 11:54

Английское слово management (менеджмент) в настоящее время широко распространено в языках народов государств мира, имеет интернациональное значение. Это слово не переводится на русский язык дословно.

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом терминов «руководство», «админист-рирование», «управление».

Приравнивая по значению термины «менеджмент» и «управление», необходимо учитывать организационную основу управления. Не может быть управления без организации. Любое дело необходимо прежде организовать, а затем им управлять.

По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей хозяйственных субъектов путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Менеджмент представляет вид управления, полностью отвечающий потребностям рыночной экономики.

Менеджмент – это умное, умелое, рассудительное ведение хозяйства, заведование, руководство, управление, умение добиваться целей посредством труда, интеллекта, мотивов поведе-ния людей.

Содержание менеджмента включает:

науку и искусство управления;

вид деятельности по руководству людьми в организациях, управлению организациями;

категорию людей, осуществляющих работу по руководству и управлению.

Менеджмент выступает самостоятельной областью знаний, отдельной дисциплиной, точнее – междисциплинарной областью, сочетающей науку и практику. Он имеет свой предмет исследования, свои специфические проблемы и подходы к их решению.

Научную основу менеджмента составляют все накопленные знания об управлении организа-циями за историю человечества.

Менеджмент как наука направлен на объяснение природы управленческого труда, выявление факторов, позволяющих реализовать процесс воздействия на сотрудников организаций наиболее эффективно.

Смежными дисциплинами менеджмента являются экономика, социология, психология, математика, кибернетика, организация производства, органи-зация труда.

Основой современной методологии менеджмента, деятельности по управлению организациями является адаптация (приспособление). Менеджмент базируется на мотивации, причинно-следственных зависимостях, влиянии множества переменных внешней и внутренней среды организаций, принятии управленческих решений, определяющих успех организации. В этой связи очень сложно и затруднительно управлять организациями хорошо.

Вместе с тем, чтобы эффективно управлять организациями и сотрудниками, недостаточно использовать только научные знания. Необходимо владеть умением, мастерством, искусством применения знаний в практической деятельности.

Умение, мастерство, искусство управления носит субъективный характер и отражает накопленный опыт и способности решения хозяйственных проблем, вносит творческое начало в деятельность менеджмента.

Менеджмент является особым видом професси-ональной деятельности, направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах, реализуя функции, методы и формы руководства.

Для современного менеджмента характерны:

постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации;

изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды;

ориентация на достижение намеченных результатов;

 использование новейших информационных технологий;

максимальное применение экономико-математических методов для решения стоящих задач;

использование нововведений в работе подразделений и организации в целом;

возрастание роли маркетинга до критической;

различные риски и управление рисками;

участие всех работников организации в управлении (партисипативные методы управ-ления).

Организация рассматривается как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могут сделать индивидуально.

Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов организации.

Цели менеджмента осуществляются с помощью решения задач.

Важнейшими задачами менеджмента являются организация и управление выполнением работ, производством товаров, оказанием услуг, ориентируясь на удовлетворение потребностей и запросов потребителей на основе имеющихся людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов и получение максимальной прибыли.

В ходе деятельности организации менеджментом решаются следующие ключевые вопросы:

установление целей функционирования органи-зации;

 определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения;

разработка стратегии достижения целей;

обеспечение необходимыми ресурсами;

создание системы качества, отвечающей между-народным стандартам;

эффективное управление людьми и организацией в целом.

С учетом изложенного, менеджмент – это комплексная система целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности организации с целью удовлет-ворения потребностей и запросов потребителей и получения организацией максимальной прибыли.

В качестве вида деятельности менеджмент предполагает выполнение функций планиро-вания, организации, мотивации, координации и контроля, т.е. совокупности задач, которые он призван решать.

Функции менеджмента были сформулированы в начале прошлого века одним из его основоположников Анри Файолем. Главной функцией менеджмента является планирование. Ее реализация основана на глубоком и всестороннем анализе хозяйственной ситуации, в которой находится организация, и ее перспектив развития. Формулируются цели и задачи, разрабатывается стратегия, составляются планы для их осуществления. Планирование выполняется для того, чтобы установить, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Организационная функция реализуется посредством создания самой организации, формирования ее структуры, системы управления, обеспечения деятельности организации необ-ходимыми процедурами. Она берет на себя практическое исполнение стратегий и тактик.

Одна из важнейших функций менеджмента – мотивационная. Ни одна цель не будет достигнута, если работники в этом не будут заинтересованы. Мотивационная функция заключается в установлении потребностей работников, выборе наиболее оптимального в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность в процессе достижения целей организации.

Чтобы сознательная деятельность работников организации достигла своей цели, ее необходимо координировать, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия. В этом суть функции менеджмента – координации.

Критически важная в менеджменте – функция контроля. Без контроля невозможно оценивать результаты деятельности организации и ее работников. Контроль позволяет заблаговременно выявлять опасности, обнаруживать отклонения от установленных стандартов.

Список литературы

1.   Борисенко И.Л. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. Воронеж: ВГТУ, 2003. 100 с.

2.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высш. шк., 1997. – 224 с.

3.   Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Издательство «Элит-2000», 2000. – 436 с.

 


Другие материалы из раздела Менеджмент
Предыдущее:
Следующее: Содержание и сущность процесса принятия управленческого решения
Лучшее по просмотрам:Виды и формы менеджмента
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.