EKportal.ru // СТАТЬИ // Бизнес-планирование и инвестиции // Бизнес-план как инструмент привлечения инвестицийКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций

Автор: Жидких И. С.
Дата: 2010-04-08 15:40
В условиях экономической нестабильности, снижения покупательского спроса, роста инфляции и прочих негативных факторов, являющихся характерными чертами экономического кризиса, особое значение в хозяйственной деятельности предприятия принимают меры по привлечению новых инвестиций, направляемых в развитие собственного потенциала или во внешние условия.

Под инвестициями понимают вложение капитала в любой форме с целью получения дохода или социального эффекта в будущем. Инвестиции - это процесс взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон: предпринимателя (инициатора проекта) и инвестора (финансирующего проект). Успех проекта зависит от того, найдут ли эти стороны общий язык. Используемые сегодня общепринятые для всех развитых стран методы планирования и критерии оценки эффективности инвестиционных проектов являются тем самым языком, обеспечивающим диалог и взаимопонимание инвесторов и предпринимателей разных стран. К таковым можно отнести методики оценки эффективности инвестиционных проектов таких авторитетных международных организаций, как UNIDO, Мировой банк или Европейский банк реконструкции и развития. Общим для них является то, что все они базируются на классических принципах инвестиционного анализа, построенных на основе метода анализа денежных потоков. Одним из основных элементов структурной политики предприятий является поэтапная и ранжированная структурная ориентация их инвестиционной деятельности. Всякая инвестиционная деятельность в рыночных условиях представляет собой реализацию определенного инвестиционного проекта. Это предполагает оценку его составных частей как с точки зрения возможных выгод предприятия в будущем, так и оценку инвестиционного риска. Инвестиционные риски представляют собой опасность наступления непредсказуемых и нежелательных для инвестора последствий, а именно инвестирования в определенное предприятие, принятие данных условий договора и т.д. Под инвестиционным проектом следует понимать пакет документов, в которых описаны условия реализации и содержание комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей, одной из которых является получение прибыли или социального эффекта от инвестиций в течение заданного времени и при установленных финансовых ограничениях.

Частным случаем инвестиционной политики является иностранное инвестирование. Большое значение для развития иностранной инвестиционной деятельности имеет установление гарантий от так называемых политических рисков, то есть защита от разного рода ранее не декларированных принудительных взысканий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Иностранное инвестирование является экономическим процессом, который наиболее тесно и наиболее полно связывает хозяйство страны с мировым рынком. Оно является широким и многоплановым процессом, охватывающим весьма разнородные области и создающим долговременные и стабильные связи.
Следующим макроэкономическим риском, требующим непосредственного учета, является инфляционный риск. В макроэкономическом аспекте его необходимо учитывать при прогнозировании на буду-щее, основываясь на уже имеющейся базе инфляционных процессов. С другой стороны, инфляционные процессы прошедших периодов могут быть учтены при оценке данных финансовой отчетности предприятий. В ходе работ по привлечению иностранных инвестиций необходимо также разработать подход к участию иностранных инвесторов в стабилизации и развитии отдельных отраслей.
Важным источником информации при оценке инвестиционного проекта является финансовая отчетность предприятия. При всей ограниченности сведений, публикуемых в годовых отчетах предприятий, можно рассчитать ряд показателей, позволяющих оценить инвестиционную привлекательность объекта. С помощью расчета коэффициентов, отражающих определенное соотношение между различными статьями отчетности, можно проанализировать ликвидность предприятия, его финансовую устойчивость и платежеспособность, интенсивность использования ресурсов и рентабельность; рациональность структуры капитала. Все эти вопросы можно изучить как по состоянию на определенную дату, так и в динамике за ряд лет.

Следует отметить, что при оценке динамики показателей за ряд лет пользователям отчетности широко применяются различные виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный и трендовый. Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных показателей по сравнению с предшествующим годом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100%.
Как правило, отбор инвестиционного проекта проводится в два этапа. На первом этапе проводится инвестиционный анализ, где принимается решение о целесообразности или нецелесообразности осуществления инвестиций с точки зрения инвестора. На втором этапе проводится финансовый анализ проекта, который должен смоделировать и оценить проект в процессе его деятельности. Для оценки инвестиционных решений применяют методику ЮНИДО, в отечественной практике – разработанные на ее основе Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Согласно этим методикам все методы делят на упрощенные, используемые для предварительного отбора, и учитывающие стоимость денег во времени.
Для структуризации и упорядочения своих действий по усовершенствованию производства и успешной реализации проекта необходимо разработать его бизнес-план.

Бизнес-план – это комплексный документ, охватывающий все сферы деятельности уже функционирующего или только создаваемого предприятия, одновременно является как стратегическим планом развития предприятия, так и рабочим документом, с помощью которого осуществляется управление и контроль деятельности компании. Бизнес-план (БП) - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей, посредников и др. участников инвестиционного проекта. Он выполняет четыре основные функции:

1) является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
2) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
3) выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
4) является инструментом реализации стратегии предприятия.

Большинство кредиторов или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев качественного бизнес-плана. Инвесторы обращают внимание на «четыре Д» предпринимателя: деловая репутация, денежный поток по обслуживанию долга, дополнительное обеспечение гарантий и доля собственного капитала, которая должна быть не менее 50%.
Представление бизнес-плана проекта потенциальным инвесторам не менее важная и ответственная задача, чем его разработка.

Рекомендуется при этом придерживаться следующих принципов:

1)  Не перегружайте текст; документ должен быть не более 25 - 30 страниц. Текст должен быть набран хорошо читаемым шрифтом, в качестве иллюстраций используйте схемы и графики;
2) Продемонстрируйте обязательность и компетентность в процессе презентации, докажите, что Вы хорошо разбираетесь в проекте;
3) Обозначьте перспективы развития предприятия;
4) Будьте реалистичны, избегайте излишнего оптимизма;
5) Обозначьте проблемы и факторы риска, а также поясните пути их решения;
6) Конфиденциальная информация может быть опущена и представлена, в случае необходимости, дополнительным документом.
Если представить процесс рассмотрения проекта инвестором в виде последовательности шагов, то обычно он выглядит следующим образом:
1) Определение основных характеристик продукта, предприятия, отрасли и рынка.
2) Условия, на которых должен быть предоставлен капитал.
3) Финансовые показатели предприятия и прогноз на перспективу; показатели эффективности проекта.
4) Определение категории лиц, представляющих проект.
5) Определить, что отличает этот проект от множества других (рациональное зерно).
6) Календарный план проекта.

Инвестора также могут особо интересовать следующие данные:

- процент (доля) продаваемого продукта;
- общая цена этой доли предприятия;
- минимальный объем инвестиций;
- условия предоставления капитала (обыкновенные акции, привилегированные акции; долговое обязательство с гарантиями; заем с возможностью покупки акций по фиксированной цене в определенный период времени; заем с возможностью обращения части займа в акции по желанию кредитора; конвертируемые обязательства, прямой долг и т.п.).

В этом разделе бизнес-плана, посвященном программе инвестирования, необходимо  изложить план получения средств для создания или расширения предприятия. Первый вопрос: сколько вообще нужно  средств для реализации  данного проекта? Вопрос  второй:  откуда намечается получить эти деньги, в какой форме? И третий вопрос: когда можно ожидать полного возврата полученных средств и получения инвесторами дохода от них? Ответы на первый и третий  вопросы вытекают из предыдущего раздела  бизнес-плана -  "Финансовый план". Относительно второго вопроса можно сказать следующее.  Финансирование через   кредиты   предпочтительно  для  проектов,   связных   с  расширением производства на уже  действующих  (и  действующих  успешно)  предприятиях. С одной  стороны,  от таких  предприятий банкиры не будут требовать повышенной платы за  кредит, так как  рисковость вложений здесь не  слишком велика, а с другой  стороны  -  не  составит  проблемы  найти  материальное  обеспечение кредитов: в качестве его могут вы-ступить уже имеющиеся активы. Привлекая для  финансирования  своего  проекта  кредитные  средства, необходимо помнить о возможности  получения не только банковского, но и коммерческого кредита,  который  может  быть  предоставлен на значительно  более  льготных условиях (например, участниками рассматриваемого проекта).
Инвестиционный (или кредитный) бизнес-план сам по себе не является 100 % гарантией получения заемных средств, поскольку банк кредитует именно инвестиционный проект, а не документ, его описывающий. В инвестиционном бизнес-плане подробно (в режиме предварительной информации!) раскрываются только интересующие банк (или инвестора) вопросы: финансовый план, качественный анализ рисков, расчет доходности проекта, его интегральные показатели. Ни один уважающий себя и своих клиентов банк не примет проект к рассмотрению, если к пакету документов заемщика не приложен бизнес¬-план, который отвечает стандартам, принятым в российских кредитных организациях. Структуры инвестиционных бизнес-планов и технологии их разработки различаются в зависимости от видов инвестирования и многих других факторов, но не слишком кардинально.
В условиях мирового экономического кризиса большое значение будут иметь ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета, фонда поддержки предпринимательства. При разработке инвестиционного бизнес-плана, являющегося соискателем на государственную поддержку, достаточно представить лишь базовый набор информации, отвечающий, например, требованиям нормативно-правовых актов о государственном стимулировании инвестиционной деятельности и состоящий из: резюме, аналитической записки, производственного плана, плана маркетинга, организационного и финансового планов. В этом случае действует следующий алгоритм.
Во первых, формулируется основное (финансово привлекательное) название проекта. Что и отражается на титульном листе.
Во вторых, составляется вводная часть инвестиционного бизнес-плана, выполненная в форме краткого резюме проекта.
В третьих, на основе проведенных собственными силами и/или приобретенных готовых исследований проводится анализ положения дел в том или ином (нужном) инвестиционном сегменте.
В четвертых, составляется подробный и всеобъемлющий производственный план.
В пятых, разрабатывается доступный для понимания план маркетинга.
В шестых, формируется удобный для эффективного управления организационный план.
В седьмых, все это подкрепляется системой финансового планирования и сводится в финансовый план.

Другие материалы из раздела Бизнес-планирование и инвестиции
Предыдущее:Особенности создания совместного предприятия
Следующее: Инвестиционные проекты как форма развития фирмы
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды бизнес-планирования
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.