EKportal.ru // СТАТЬИ // Предпринимательство // Основные виды планирования предпринимательской деятельностиКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Основные виды планирования предпринимательской деятельности

Автор: EKP stat
Дата: 2011-03-30 14:11

Сложность и многоаспектность предпринимательской деятельности в современной динамичной среде обусловили существование разнообразных видов внутрифирменного планирования, которые можно классифицировать по двенадцати классификационным признакам (таблица 1).

Заметим, что каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации.Прежде всего, следует отличать классификацию видов планирования по уровням структурной иерархии предприятия, по уровням планирования и по уровню субъекта планирования.

Таблица 1 - Классификация видов планирования
 

Классификационный признак

Виды планирования

По уровню планирования

Стратегическое, тактическое, оперативное

По уровню структурной иерархии объекта планирования

Общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений, субподразделений, индивидуальное планирование

По видам деятельности объекта

Планирование экономической деятельности

Планирование социальной деятельности

Планирование экологической деятельности

Предмет планирования

Целевое планирование

Планирование действий

Планирование ресурсов

По горизонту планирования

Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

По степени детализации плановых решений

Агрегированное и детализированное

По степени централизации плановых функций

Централизованное, децентрализованное и круговое  планирование

По обязательности выполнения плановых заданий

Директивное, индикативное планирование и смешанное планирование

По особенностям постановки целей

Реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное

По координации частных планов во времени

Последовательное и одновременное

 По уровням структурной иерархии предприятия можно выделить следующие типы:
  • общефирменное планирование, в рамках которого разрабатываются комплексные межфункциональные планы, обеспечивающие достижение целей предприятия - самостоятельного субъекта хозяйствования;
  • планирование деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются комплексные межфункциональные планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие;
  • планирование деятельности подразделений – структурных единиц предприятия, не обладающих хозяйственной самостоятельностью  и входящих в состав бизнес-единицы или материнского предприятия;
  • планирование субподразделений – планирование структурных единиц, входящих в состав подразделений (например, бюро, группа, бригада и т.п.);
  • индивидуальное планирование – планирование деятельности конкретного работника.

По уровням субъекта планирования внутрифирменное планирование можно классифицировать на:

  • планирование на высшем уровне- когда плановые решения разрабатываются высшими исполнительными органами управления и централизованными отделами планирования и , при необходимости, утверждаются собственниками предприятия;
  • планирование на среднем уровне, при котором планы разрабатываются на уровне подразделений предприятия;
  • планирование на нижнем уровне - планы разрабатываются на уровне  субподразделений или ответственных исполнителей.

Также целесообразно выделить следующие уровни процессов планирования предпринимательской деятельности:

1 уровень - разработка стратегии
2 уровень - тактическое планирование
3 уровень - оперативное планирование.

Все три уровня планирования тесно связаны между собой, осуществляются субъектом предпринимательства самостоятельно и используются для принятия  управленческих решений. Тактическое планирование обеспечивает реализацию стратегического плана, а оперативное планирование – тактического плана.
В отечественной теории при определении видов тактического планирования доминирует функциональный подход. В связи с этим, в учебниках традиционно выделяются следующие разделы: планирование производства, планирование труда и заработной платы, планирование снабжения, сбыта, маркетинга, планирование себестоимости продукции и цен, финансовое планирование. Проблемы планирования каждой из функциональных областей имеют свои особенности и детально рассматриваются в соответствующих дисциплинах: маркетинг, управление производством, логистика, управление персоналом, управление финансами и т.д. Развитие концепций бизнес-планирования,  риск-менеджмента, тотального управления качеством и инновационного развития  привело к появлению в отечественной теории таких направлений планирования, как  планирование риска, бизнес-планирование, планирование качества и инновационной деятельности. 


По степени централизации плановых функций можно выделить централизованную, децентрализованную и круговую формы  планирования.

Централизованное планирование (сверху вниз) предполагает нахождение  субъекта принятия плановых решений  на более высоком уровне иерархии, чем объект планирования. Например, при централизованном планировании производственная программа цеха и действия по ее выполнению разрабатываются планово-производственным отделом. Децентрализованное планирование (снизу вверх) предполагает делегирование полномочий по разработке планов на уровень объекта планирования. При децентрализованной форме производственную программу цех будет разрабатывать самостоятельно, и утверждаться она будет начальником цеха. При круговой форме цели и задачи объекту устанавливаются вышестоящими органами, а способы их достижения объект определяет самостоятельно. При этом координация планов осуществляется на верхнем уровне управления. Например, производственная программа разрабатывается для цеха планово-производственным отделом, а способы ее выполнения определяются цехом самостоятельно и утверждаются вышестоящим уровнем. 

По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное, индикативное планирование и смешанное планирование.

Директивное планирование подразумевает безусловное выполнение ранее утвержденных плановых заданий. Обязательные условия - это контроль и стимулирование выполнения плана.
Индикативное планирование – это так называемое ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микро-уровне. Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления фирмы.    В этом случае стимулированию подвергается не достижение планового значения индикатора, а достижение более высоких результатов по сравнению с конкурентами, прошлым отчетным периодом или аналогичным подразделением фирмы.  
При смешанном планировании вполне понятно, что часть планов имеют директивный характер, а часть – индикативный. При оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы.
По координации частных планов во времени планирование делится на последовательное и одновременное.
При последовательном планировании разработка планов видов деятельности осуществляется последовательно: маркетинговый план, план производства и т.д.
При одновременном планировании параметры всех планов определяются одновременно в едином акте планирования.
По особенностям постановки  целей выделены четыре вида планирования: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное.

Сторонники реактивного планирования устанавливают цели организации исходя из анализа данных за прошлые периоды и результатов экстраполяции их на будущее. Например, если в ходе анализа данных за прошлые периоды выявлено, что объем реализации ежемесячно рос на 1%, то на запланированный темп прироста объемов реализации на следующий месяц составит  1%. При этом считается, что предприятие не может влиять на состояние внешней среды. Поэтому бессмысленно пытаться увеличить объем реализации более чем на 1%.
Инактивное планирование нацелено на существующее положение дел предприятия. Преактивное планирование, наоборот, предполагает установление целей без  учета существующих возможностей организации, что часто приводит к  осуществлению непрерывных изменений в различных сферах деятельности организации и невыполнению плановых заданий.
Интерактивное планирование основано на предположении, что будущие события можно  в определенной степени контролировать и оно является результатом сознательной деятельности участников планировании. Оно  предполагает проектирование желаемого будущего на основе анализа современного состояния, прошлых тенденций, а также перспектив развития внутренней и внешней среды и определение способов постепенного приближения к желаемому будущему.


Другие материалы из раздела Предпринимательство
Предыдущее:Ресурсы предпринимательской деятельности
Следующее: Система планирования предпринимательской деятельности
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.