EKportal.ru // СТАТЬИ // Логистика // Принципы организации материальных потоков на предприятияхКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Принципы организации материальных потоков на предприятиях
В статье обобщены существующие принципы организации материальных потоков, сформулированы и раскрыты не нашедшие до настоящего времени отражения в научной литературе принципы логистики и организации материальных потоков.
Автор: Помитов С. А.
Дата: 2011-03-24 12:29

Как любая практическая деятельность и область знаний организация материальных потоков обладает собственными принципами, являющимися её исходными положениями. Учитывая, что организация материальных потоков выступает одной из функций логистики – науки об управлении потоковыми процессами на предприятиях, можно утверждать, что базовые принципы логистики также относятся и к ней. Следовательно, существует два уровня принципов организации  материальных потоков: общелогистические и специфические.

Рассмотрим каждую группу принципов более подробно. Современная логистика базируется на следующих методологических принципах, способствующих обеспечению эффективного функционирования системы товародвижения и развития. Они были разработаны и апробированы в ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента [1]:

1. Системный подход  – проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы, зачастую разнокачественных и разнородных, как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительная особенность такого подхода – оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом. Например, максимальный эффект оптимизации материального потока можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от источника сырья до конечного потребителя.

2. Принцип тотальных (общих, совокупных) затрат [1] , т.е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.

3.  Принцип использования теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. Помимо «традиционного» критерия минимума общих затрат на материальное распределение, другим критерием нередко выступает максимальная прибыль от осуществления логистических операций. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической системы допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей системы в целом.

4. Принцип глобальной оптимизации [1]. При оптимизации структуры или управления в синтезируемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума.

5. Принцип логистической координации и интеграции подразумевает достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы от ее начала и до конца в управлении логистическими потоками при реализации целевой функции.

6.  Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержкипредполагаетиспользование при анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях различных моделей: математических, экономико-математических, графических, физических, имитационных  и других, реализуемых с помощью современных технических средств. Наибольший эффект экономии времени и гарантии высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупки материала до поступления готового продукта заказчику.

7. Принцип комплексности  предполагает необходимость разработки комплекса подсистем (развитой инфраструктуры), обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой,  кадровой, экологической и др.

8. Принцип всеобщего управления качеством  –обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров, работ и услуг, предоставляемых конечным потребителям.

9. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах [1] – соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов логистической системы являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления материальными потоками необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

10. Принцип устойчивости и адаптивности [1]. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды. При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

11. Принцип целостности. Доведение конкретных заданий до всех структурных составляющих логистической системы, развитие между ними информационного сотрудничества, направленного на достижение целей логистики. Предусматривается оценка логистической системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, зачастую разнокачественных и разнородных, но совместимых по ориентации на конечные результаты логистической системы элементов.

12. Принцип эффективности [2]. Предполагает способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий и особенностях субъектов этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек.

13. Принцип конкретности [2] предполагает четкое определение конечного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями, обеспечивающими осуществление движения всех видов ресурсов с наименьшими издержками всех видов ресурсов.

14. Принцип гибкости [2]. Позволяет реализовать принцип устойчивой адаптации путем использования механизмов, встраиваемых в логистическую систему и дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия. Необходимым условием обеспечения гибкости также является наличие устойчивой обратной связи производителей с потребителями продукции и поставщиками материалов.

15. Принцип надежности [2] – обеспечение безотказности и безопасности движения потоков, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки.

16. Принцип превентивности [2] обеспечивает нацеленность логистического управления главным образом на предупреждение отклонений, диспропорций, а не только на поиск возможного устранения их отрицательных последствий, предусмотренный девиантной концепцией управления.

17. Принцип вариантности [2]  предполагает возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

18. Принцип непрерывности означает, что для непрерывной производственной и коммерческой деятельности предприятия вся логистическая цепь от закупок сырья и материалов до сбыта готовой продукции должна работать непрерывно.

19. Принцип приоритета потребителя – предполагает в качестве главной цели выполнения логистических функций максимальное удовлетворение запросов потребителя. Остальные цели должны согласовываться с главной и ни в коем случае не могут  противоречить ей.

20.Принцип отказа от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования[4] является следствием предыдущего принципа. Смыслего — в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям и заказчикам. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.

21. Принцип единства идеологии – логистическое мышление должно охватить весь персонал фирмы от руководителя до исполнителей низшего уровня.

22. Принцип научности [2] – усиление  расчетного начала на всех стадиях управления потоком — от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока; признание за квалифицированными кадрами статуса важнейшего ресурса фирмы.

23. Принцип оптимальностизаключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и его участников, при которой обеспечивается наибольшая экономическая эффективность функционирования предприятия как общественной организации.

Перечисленные принципы составляют основу теории логистики и конкретизируются в отдельных правилах и положениях производственной деятельности предприятия. В виду того, что было выделено значительное количество общелогистических принципов, автор считает целесообразным объединить их в несколько групп в соответствии с их направленностью. Предлагается выделить четыре блока принципов:

а) Структурные принципы – лежат в основе создания и функционирования логистической системы, служат базой для прав и ответственности: системный подход, принцип глобальной оптимизации, принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки, принцип комплексности, принцип устойчивости и адаптивности, принцип надежности, принцип научности;

б) Принципы целеполагания – призваны отражать приоритеты деятельности, в данном случае – предприятия как производственно-сбытовой системы. К данной группе относятся следующие принципы: принцип тотальных затрат, принцип использования теории компромиссов,  принцип конкретности, принцип отказа от выпуска универсального технологического оборудования;

в) Принципы процессасосредоточены на действиях руководителей и исполнителей логистических функций, а также на взаимодействии управляющего и подчиненного. Их составляют: принцип всеобщего управления качеством, принцип логистической координации и интеграции, принцип гуманизации всех функций, принцип целостности, принцип гибкости, принцип превентивности, принцип вариантности, принцип непрерывности, принцип единства идеологии;

г) Принципы конечного результата– определяют желаемые характеристики организации. К ним относятся: принцип эффективности, принцип приоритета потребителя, принцип оптимальности.

При реализации отдельных логистических функций помимо общелогистических принципов можно опираться на присущие только данной сфере принципы. Исходя из этого при организации материальных потоков следует руководствоваться помимо общелогистических еще и специфическими принципами. Основные из них следующие:

1.Принцип конструктивности [2] – обеспечение диспетчеризации потока, а также оперативной корректировки его движения и тщательное выявление деталей всех операций производственно-сбытовой деятельности с целью непрерывного отслеживания перемещения и изменения каждого объекта потока.

2. Принцип наличия обратной связи между стадиями (субъектами) товародвижения предполагает рассмотрение деятельности по организации материальных потоков как системы, результат функционирования которой обеспечивается взаимодействием субъектов товародвижения и предполагает интеграцию стадий закупки, производства и сбыта, а также складирования и транспортировки  продукции.

3. Принцип соответствия объему продаж  означает, что объемные показатели материальных потоков  должны изменяться вместе с объемом продаж конечных продуктов или расходованием материалов, позволяя тем самым увеличивать или уменьшать размеры производимых партий изделий; быть равными или большими, чем расход за время цикла с тем, чтобы обеспечивалось оптимальное число заказов.

4. Принцип оптимизации  объема запасов предполагает минимальную величину материальных потоков в статике и проявляется в такой форме организации управления запасами, при которой его величина оказывается наименьшей из возможных с учетом наибольшего периода расходования и наибольшего объема заказов.

5.    Принцип разделения труда исполнителей и субординации – предполагает четкое закрепление за исполнителями строго ограниченной номенклатуры функций и задач по организации материальных потоков, а также наличие организационной структуры управления, закрепляющей их подчиненность и порядок взаимодействия.

6. Принцип наличия организационно-экономического механизма взаимодействия — установление экономических отношений между подразделениями или отдельными исполнителями – участниками  процесса движения материальных потоков – в целях повышения их заинтересованности в конечном результате.

7. Принцип дифференциации предполагает, что движение материального потока представляет собой процесс, включающий множество действий и операций, приемов и т.п. Анализ особенностей каждого элемента частичного процесса позволяет выбрать наилучшие условия для его осуществления, обеспечивающие минимизацию затрат видов ресурсов.

8. Принцип пропорционального движения  означает относительно равную пропускную способность всех подразделений, в которых протекают материальные потоки.

9. Принцип прямоточности предусматривает выбор пути движения потока, обеспечивающего максимально возможную краткость, как правило, за счет обеспечения прямолинейного движения предметов труда по ходу технологического процесса, устранения различного рода «петель» и возвратных движений на транспортных маршрутах, расположения складских помещений по пути следования транспорта и т.д.

Приведенные принципы организации  материальных потоков охватывают практически все организационно-экономические аспекты данной деятельности. Увы, но в полном объеме в настоящее время исчерпывающим образом реализовать их практически невозможно.

Библиографический список

1. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник / В.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с.

2. Григорьев М. Н. Логистика: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А. П. Долгов, С.А. Уваров. – М.: Гардарики, 2006. – 463 с.


Другие материалы из раздела Логистика
Предыдущее:Подходы к организации распределения готовой продукции с точки зрения маркетинговой логистики
Следующее: Система организации материальных потоков в производственно-сбытовой системе
Лучшее по просмотрам:Cистема организации материальных и информационных потоков на предприятиях в рамках цепочки поставок
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.