EKportal.ru // СТАТЬИ // Управление качеством // Методы учета влияния изменений качества продукции на размер цены реализацииКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Методы учета влияния изменений качества продукции на размер цены реализации

Автор: Помитов С. А.
Дата: 2011-04-04 14:10
Качество – ключевое понятие для зарождающегося среднего класса. За качество готовы расплачиваться 92% респондентов. И только 5% представителей этого класса сказали, что предпочитают купить несколько дешевых вещей вместо одной дорогой [7]. По предпочтениям потребителей стран с развитой рыночной экономикой качество продукции стоит на первом месте. В Российской Федерации в настоящее время произошла резкая дифференциация. Есть отрасли, в которых конкуренция настолько велика, что цены уходят на второй план, а на первый выходят различные стороны качества и обслуживания аналогично самым развитым зарубежным странам [5]. К таким отраслям относится области сотовой связи, продажи пива, компьютеров. Но есть много других отраслей, в которых качество не стало ещё определяющим свойством и основная конкуренция производится по ценам. Это характерно для большинства продуктов питания, строительных материалов, мебели, хозяйственных и других товаров. В общем же случае цена товара зависит от его качества и потребительских свойств. Мировая практика подтверждает это следующими фактами [3]:
  • Если покупатель ориентируется на высокое качество товара и этот параметр имеет для него определяющее значение, то он откажется от покупки дешёвых товаров и предпочтёт товары по ценам, выше, нежели в среднем на рынке;
  • Если покупатель ориентируется на низкие цены и этот параметр имеет для него определяющее значение, то он осознанно откажется от приобретения высококачественных товаров;
  • Если покупатель ориентируется на оптимальное соотношение «цена – качество», то он будет приобретать товары по средним рыночным ценам, исходя из предположения о среднем уровне качества товаров.
В настоящее время в российской экономике наблюдается интересный эффект: в послекризисный период (после 17 августа 1998 г.) спрос на дешёвые товары возрос, спрос на товары среднего качества резко упал из-за недоступности по ценам, а спрос на наиболее качественные и самые дорогие товары уменьшился незначительно [6]. Процесс регулирования цен производителями за счет изменения розничных цен неэффективен – рынок сам регулирует цены.
Качество продукции существенно сказывается на стоимостных показателях производственно-сбытовой деятельности – выпуск товарной продукции (ПТ), выручку от реализации продукции (ПР) и прибыль (ПБ). Эти зависимости исчисляются следующим образом:



Однако официальные индексы изучения динамики цен отдельной корректировки на изменение качества не делают. На основании вышеизложенного можно утверждать, что существующие методики исчисления индексов цен не являются достаточно точными. Устранить имеющиеся недостатки ценовых индексов предлагали многие авторы. Рассмотрим наиболее распространенные приёмы корректировки индексов цен в связи с изменением качества продукции.
В настоящее время для корректировки индексов цен с учётом изменения качества изделий применяются методы на основе основных характеристик товара, достаточно полно и точно отражающих уровень качества данного товара, и контроле точности построения индекса [1]. В качестве таких характеристик могут использоваться признаки, в соответствии с которыми продукцию объединяют в параметрические ряды (спецификации), т.е. размеры и вес для потребительских товаров длительного пользования, количество килокалорий, выделяемых в единицу времени нагревательным прибором, процентное содержание химических элементов в удобрениях и т.д. Для большинства позиций товарного набора индексов составляются спецификации тех товаров, которые должны включаться в товарный набор индексов. Практика составления спецификаций охватывает виды товаров, составляющие 76% веса индекса розничных цен [2]. В дальнейшем собираются данные только о ценах товаров, отвечающих всем требованиям указанных спецификаций. Те товары, которые хотя и относятся к данному виду, но в чём-то не соответствуют указанным спецификациям, в индекс не включаются. В пределах уровня качества, зафиксированного в основной спецификации, может проводиться дополнительная градация изделий. Для построения индекса может быть выбран любой сорт, находящийся в пределах основной спецификации, но после того, как выбор сделан, цены будут регистрироваться лишь для изделий, удовлетворяющих выбранной субспецификации. Наблюдения, относящиеся к товарам, принадлежащим к различным субспецификациям, являются несопоставимыми. Если величина каких-либо из характеристик изменяется, то в индекс вносятся соответствующие поправки. Этот метод используется и при исчислении индексов цен потребительских изделий, однако в него вносятся значительные ограничения и видоизменения. Постоянная регистрация изменений качества и внесение соответствующих корректив в индекс значительно повышают его точность. Подобный метод имеет и один существенный недостаток — измерение уровня качества товара производится с помощью произвольно отбираемых показателей, и не исключено, что оценка и число не совпадут с теми критериями, которым потребитель придает наибольший вес. Кроме того, этот набор характеристик может оказаться совершенно неприемлемым при попытке определить уровень качества принципиально нового товара, впервые появившегося на рынке.
Более совершенный аппарат построения индексов цен с учетом качества изделий был впервые представлен в работе Корта (1939 г.) и разработан более детально в работах Стоуна (1956 г.) и Грилихеса (1961 г.). Его суть состоит в отборе основных характеристик товара с учётом их относительной значимости. Аналогично предыдущей, при данной методике физические характеристики продукции выбираются заранее, однако затем с помощью уравнения регрессии, в которое подставляются цены различных типов продукта, зарегистрированные в определённые моменты времени, устанавливается относительный вес каждой характеристики. Таким образом, весомость каждой характеристики в цене товара определяется непосредственно требованиями рынка.
Используя этот метод при анализе цен на автомобили, Грилихес составил уравнение регрессии, в котором связал цену новой автомашины с её характеристиками (длиной, весом, мощностью двигателя и другими характеристиками). Коэффициенты регрессии использовались при этом в качестве весов для вычисления среднего изменения цены по годам производства изделий. Корректировка цен проводилась в соответствии с изменениями выбранных характеристик. Теоретически в исследование может быть включено любое число таких характеристик и затем с по-мощью уравнения регрессии определена степень их относительного влияния на цену, однако реальные возможности получения необходимой статистической информации на практике заставляют ограничиваться минимально необходимым числом показателей. Один из главных источников ошибки при работе с этими характеристиками – это невозможность количественно выразить многие улучшения конструкции изделия или его отделки, что искажает полученный результат. Поэтому в уравнении должно быть включено слагаемое, учитывающее неоценённые факторы, так называемую остаточную компоненту. Её можно получить эмпирически с помощью экспертного опроса, либо, при невозможно произвести вообще какие-либо измерения, задать в виде доли от суммы факторов с учётом их значимости:



Уравнения регрессии могут дать и не совсем точные результаты, если теснота связи включенных в них изменений уровня качества незначительна, а исключенных изменений, наоборот, велика. Кроме того, прейскурантные справочные цены, определяемые производителями, могут недостаточно полно отражать фактические изменения в уровне качества продукта. Эту погрешность можно уменьшить, используя информацию о фактических скидках с официально объявленной цены при продаже автомобилей, в том случае, если возможно получить подобные сведения о представляемых скидках, а также данные о фактических ценах на подержанные автомашины. Индекс цен, построенный подобным методом, избавлен от довольно значительных ошибок и может быть использован на практике для внесения корректив в официальные субиндексы цен многих товарных групп и даже некоторых видов услуг. Однако, безусловно, необходима тщательная проверка надежности такого метода.
Довольно широко распространён в виду своей простоты способ для определения разницы в уровне качества двух отдельных видов товаров – это сравнение в один и тот же момент времени цен, по которым они продаются на рынке [4]. В случае, когда зарегистрированные цены определяются целиком на основе спроса и предложения без влияния посторонних факторов, то можно рассматривать разницу цен этих товаров как рыночную оценку различий их качества, включая в понятие качества товара и уровень сервиса, оказываемого при продаже. К недостаткам данной методики можно отнести те обстоятельства, что цена невсегда представляет собой рыночную оценку качества продукции и что качество определяет поведение не всех потребителей на рынке. Кроме того, производство старой модификации товара может быть прекращено, как только новый тип товара поступит в продажу и, таким образом, данные два товара не будут одновременно представлены на рынке. Новый товар может продаваться по более высокой или более низкой цене, чем его предшественник, в зависимости от издержек производства и реализации, а также рыночной стратегии предприятия.
Устранить последний недостаток можно путём использования цен на подержанные товары. Почти во всех товарных группах цены, по которым продаются подержанные товары, определяются взаимодействием спроса и предложения, то есть непосредственно зависят от оценки покупателем их качества. Вследствие того, что производители обычно, выпуская на рынок новый товар, прекращают производство старого, различные типы подержанных товаров различаются не только по уровню качества, но и по возрасту. Степень изношенности товара, как правило, бывает известна заранее или может быть определена, а следовательно, может быть оценена и разница в уровнях качества сравниваемых товаров. Исходя из цен подержанных товаров, становиться возможным оценка степени их износа, а затем определение уровня качества новых товаров, полагая, что те нововведения и улучшения, которые произведены в их конструкции, принимаются во внимание её последующими владельцами и, таким образом, отражаются в цене подержанных. Предлагаемый метод носит общий характер и может быть применен к любой новой модификации какого-либо товара длительного пользования при условии, что имеются сведения за достаточно длительный период, когда старая и новая модификации одновременно продавались на рынке. Измеряя таким способом разницу в уровнях качества, можно скорректировать цену нового товара и получить в результате «чистый» индекс цен.
Использование данного метода связано с некоторыми ограничениями. Все получаемые оценки относятся к тенденциям движения цен в прошлом, хотя такого рода информация и позволяет нам по-иному взглянуть на современное положение дел. К тому же достаточно полные сведения можно получить лишь о ценах подержанных товаров отдельных товарных групп, в других же товарных группах эта информация может носить отрывочный характер. Однако предлагаемый метод обладает одним важным достоинством: он позволяет с новых позиций подойти к проблеме учёта качества товаров в индексах цен и дать независимую оценку точности различных индексов цен, рассчитанных другими методами.

Литература:

1. Cagan Р. Quality Changes and the Purchasing Power of Money / Р. Cagan // Price indexes and Quality Change Studies Method of Measurement, ed. by Zwi Griliches, Harward University Press, Cambridge 1971.
2. Triplett J.E. Quality Bias in Price Indexes and New Me-thod of Quality Measurement / Jack E. Triplett // Price Indexes and Quality Change Studies Method of Measurement, ed. by Zwi Grilihes, Harward University Press, Cambridge, 1971.
3. Ерчак А.И. О взаимосвязи цены и качества товаров в розничной торговле и обоснованности её учёта со стороны потребителей / А.И. Ерчак // «Маркетинг в России и за рубежом». – 2004. – №5. – С. 107 – 116.
4. Каган Ф. Влияние изменений качества на цены и их индексы (на примере автомобилей) / Ф.Каган // Цена и качество: Пер. с англ. Общ. ред. Ю.В. Яковца и Е.И. Пунина. М.: «Прогресс», 1974. – С. 186 - 221.
5. Матанцев А. Н. Скидки и льготы / А.Н. Матанцев // «Деловой визит» – 1999. – №5. – С. 15-19.
6. Матанцев А.Н. Выбор скидок и льгот / А.Н. Матанцев // «Деловой визит» – 1999. – №6. – С. 11-12.
7.& Средний класс // «Эксперт». – 2000. – № 34, 18 сент. – С. 21-35.
8. Триплетт Дж. Э. Влияние изменений качества изделий на индексы цен и новые методы учёта уровня качества в этих индексах / Дж.Э. Триплетт // Цена и качество: Пер. с англ. Общ. ред. Ю.В. Яковца и Е.И. Пунина. М.: «Прогресс», 1974. – С. 222-272.


Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее:Понятие и сущность управления качеством на предприятии
Следующее: Изменение системы качества на основе процессного подхода
Лучшее по просмотрам:Понятие и принципы TQM
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.