EKportal.ru // СТАТЬИ // Менеджмент // Механизм разработки стратегии экономического развития предприятияКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Механизм разработки стратегии экономического развития предприятия

Автор: Хорев А. И.
Дата: 2011-11-25 19:18
В настоящее время приоритетным направлением государственной экономической политики является активизация инновационной деятельности предприятий как основы экономического развития и достижения долгосрочных конкурентных преимуществ страны.
Предпринимательская инновационная деятельность объединяет, организует и управляет изменениями в факторах производства. Качественно-количественной характеристикой инновационной деятельности выступает инновационная активность предприятия, выражающая степень (высокую, среднюю или низкую) реализации инновационного потенциала предприятия. Следовательно, именно через инновационную активность, по нашему мнению, достигается инновационное, а на этой основе - и экономическое развитие предприятия. В этой связи, с точки зрения авторов, особенно актуальным становится понятие «стратегия экономического развития на основе активной инновационной деятельности предприятия». Такая стратегия подразумевает набор целевых установок и соответствующих им направлений деятельности, позволяющих мобилизовать ресурсы предприятия на разработку и реализацию проектов инновационной деятельности, обеспечивающих конкурентные преимущества, развитие и укрепление финансового положения за счет информационного, технологического, а также экономического обновления.
Основываясь на исследованиях отечественных авторов в области теории и методологии разработки стратегий, автор предлагает следующий механизм формирования и реализации стратегии экономического развития на основе активной инновационной деятельности предприятия, представленный на рисунке.



Алгоритм формирования и реализации стратегии включает несколько последовательных этапов.
Первой стадией разработки стратегии является формулирование корпоративной миссии. Она не должна непосредственно вытекать из текущего состояния предприятия, форм и методов его работы, а являясь комплексной целью, выражать устремленность в будущее, показывать направление усилий и приоритетность ценностей. Сформулированная миссия служит ориентиром для всех последующих этапов стратегического планирования и одновременно накладывает определенные ограничения при анализе различных альтернатив деятельности.
На следующем этапе в соответствии с методикой, рассмотренной в работе [2, С. 221-223], осуществляется структурированный анализ: определяется система взаимосвязанных критериев, отражающих внутриорганизационные и внешние условия функционирования предприятия, проводится их детализация, что позволяет получить две группы параметров, включающих набор показателей с учетом реализации инновационной деятельности, отражающих конкурентные и технологические возможности предприятия.
Анализ, выполненный по разработанной авторами методике, позволит установить параметры деятельности предприятия, существенные для экономического развития, выявить уязвимые звенья и диспропорции, определить тенденции в конкурентных и технологических областях развития предприятия, чтобы скорректировать действия по реализации стратегии.
Основной задачей третьего этапа является обобщение результатов, полученных на предыдущем этапе, с целью определения реальных и потенциальных возможностей предприятия на основе построения матрицы стратегического положения. После выявления преимуществ и недостатков предприятия в сравнении с конкурентами выполняется следующий этап процедуры разработки стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности.
 
Выявленные возможности предприятия становятся отправным пунктом для установления целей и последующего преобразования стратегического видения и направлений развития предприятия в четко сформулированные задачи (четвертый этап). Следует отметить, что выстраиваемая иерархия целей и задач устанавливает связь и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений предприятия на достижение целей и задач системы в целом.
После формирования стратегических целей и задач, структурированных по функциональным областям предприятия (кадры, финансы, маркетинг, управление, сбыт, производство и т.д.), на пятом этапе проводится их распределение по соответствующим уровням организационной иерархии. По нашему мнению независимо от того, ориентировано ли предприятие одновременно на несколько видов деятельности или узко специализировано, следует выделить четыре стратегических уровня: корпоративный, деловой, функциональный и операционный.
Очередным звеном механизма выступает стратегический выбор, сущность которого состоит в формировании и анализе альтернативных направлений развития предприятия. Процесс создания альтернативных стратегий заключается в разработке как можно большего числа вариантов достижения поставленных целей и задач на основе имеющихся ресурсов. В свою очередь, для получения стратегических конкурентных преимуществ каждая альтернативная стратегия должна содержать набор элементов научно-технической политики, применяемой на предприятии, поскольку охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском как принципиально новой продукции, так и имеющейся на рынке, а также с совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
В этой ситуации возникает необходимость выбора наиболее подходящих стратегий экономического развития предприятия из множества возможных, используя средства математического моделирования.
Математическое моделирование позволит прогнозировать вероятность экономического развития – получения улучшенных значений индикаторов деятельности в последующих периодах при изменении исходных значений исследуемых параметров. Для интерпретации полученных количественных значений вероятностей достижения того или иного уровня экономического развития разработанная методика рекомендует использовать шкалу желательности Харрингтона. При этом использование прогнозной модели позволяет определить значимость факторов в зависимости от их влияния на экономическое развитие, что может быть использовано при выборе оптимальной стратегии [3, С. 31-34].

Реализация выбранной стратегии и оценка ее влияния на достижение целей предприятия является заключительным этапом механизма разработки стратегии. Применение системного подхода, позволяет представить исследуемое предприятие в виде комплекса взаимосвязанных элементов, что способствует определению необходимого равновесия между потребностями отдельных подразделений и целями всего предприятия, установлению причин принятия неэффективных решений, а также предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования, контроля и реализации стратегии [4, С. 10-12]

Существенную поддержку разработчикам стратегии развития предприятия окажут разработанные методические положения по системному анализу деятельности предприятия с использованием решений задачи о максимальном потоке, построений графической модели предприятия. Все это позволяет получить четкое визуальное и содержательное представление о системе, дает возможность производить расчеты изменений элементов системы под воздействием меняющихся условий; выработать направления развития предприятий кондитерской промышленности [5, С. 21-25].
На этом этапе устанавливаются сроки внедрения стратегии, проводится контроль и мониторинг ее реализации путем анализа изменений внутренних и внешних условий. Аналитическая составляющая дополняется адаптивным стратегическим бизнес-планом, который, по мнению Д. Б. Лебединской [1, С. 40], должен представлять собой совокупность ситуационных планов, оперативно вступающих в действие при определенных ситуациях, складывающихся во внешней среде организации.
Особое место в предлагаемой модели механизма формирования и реализации стратегии занимает оценка влияния выбранной стратегии на достижение целей предприятия. Если стратегия соответствует целям предприятия, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения; соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям предприятия; приемлемость для акционеров и инвесторов; оценка негативных последствий в случае провала стратегии.
В случае, если поставленные цели не достигнуты, необходимо возвратиться к этапу выработки альтернативных стратегий.
Таким образом, предложенный механизм разработки стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности отличается комплексным подходом, логическим набором необходимых процедур, ориентированных на максимальное использование преимуществ предприятия и устранение недостатков, выявленных на основе стратегической диагностики.

Список литературы

1. Лебединская, Д. Б. Процедура формирования стратегии промыш-ленного бизнеса в условиях внедрения продуктовых инноваций [Текст] / Д. Б. Лебединская // Экономинфо : науч.- практ. журнал ; Воронеж. гос. техн. у-т. - 2005. – № 3. – С. 36-40.
2. Прыгунков, А. М. Процедура оценки уровня экономического роста предприятий с помощью функции желательности [Текст] / А. М. Прыгунков // Вестник университета : гос. ун-т управления, 2009. – № 16. – С. 221-223.
3. Хорев, А. И. Моделирование вероятности наступления экономи-ческого роста предприятия (на примере ОАО «Воронежская кондитерская фабрика») [Текст] / А. И. Хорев, А. М. Прыгунков // Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. – № 9. – С. 31-34.
4. Хорев, А. И. Применение системного подхода для построения мо-дели предприятия, поддерживающего экономический рост [Текст] / А. И. Хорев, А. М. Прыгунков // Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. – № 4. – С. 10-12.
5. Хорев, А. И. Применение системного подхода для обеспечения экономического роста предприятия на примере оценки качества продукции ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» [Текст] / А. И. Хорев, И. Н. Булгакова, А. М. Прыгунков // Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. – № 8. – С. 21-25.

Другие материалы из раздела Менеджмент
Предыдущее:Сущность и содержание устойчивости производственной системы
Следующее: Области профессиональной деятельности менеджера
Лучшее по просмотрам:Виды и формы менеджмента
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2018 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.