EKportal.ru // СТАТЬИ // Менеджмент // Основные методы менеджментаКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Основные методы менеджмента

Автор: EKP stat
Дата: 2012-02-01 17:43
Развитие любой организации в современных экономических условиях происходит с помощью преобразования ее элементов в соответствии с изменениями во внутренней и внешней средах. К основным методам развития организации относятся: структуризация, композиция, регламентация, ориентация. Данные методы тесно взаимосвязаны и обычно осуществляются параллельно. Ниже дадим их краткое пояснение.

При структуризации определяется состав подразделений, их внутренняя структура, задачи, стоящие перед ними.
Метод композиции представляет разработку общей структурной схемы организации, учитывающей экономические, производственные и информационные взаимосвязи.
Под методом регламентации понимается способ разработки правил и процедур, которыми должны руководствоваться сотрудники организации.

Организационное развитие обеспечивается специальными методами организационного проектирования и организационной рационализации. Метод организационного проектирования обеспечивает построение организационных структур, схем управления, разработку стандартов с учетом взаимосвязей тех структурных подразделений, которые будут сотрудничать в рамках организации. При методе рационализации происходит постоянное совершенствование элементов действующих организаций, которое осуществляется в процессе их реорганизации.
Методы организационного проектирования и организационной рационализации во многом схожи. Они имеют общий объект – организацию. Вместе с тем организация находится на разных стадиях жизненного цикла: в начальной стадии жизненного цикла и в последующих стадиях.

При проектировании организация рассматривается с идеальной точки зрения, в общих чертах ориентированной на реальные условия. Работники здесь присутствуют абстрактно, в качестве среднестатистических субъектов, которым предстоит заполнить свободные места.

Рационализации касаются реальные структуры с определенными взаимосвязями. Работники в структурных подразделениях реальные, со своими интересами. Отсюда большая избирательность, индивидуализированность способов действий.
Административные методы менеджмента иначе называются методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение работников к действиям в интересах организации, или на создание условий к таким действиям, а также направлены на однозначные способы действий по решению стоящих перед организацией задач. Инициатива персонала сводится к минимуму. Вся ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей.

В организациях административные методы реализуются в виде заданий исполнителям, исключающим альтернативы при выполнении работ. Например, действия при выполнении конкретного технологического процесса. В этом случае административные методы носят позитивный характер. За исключением команд на выполнение подобных работ, административные методы отличаются субъективностью подходов менеджеров.
Административные методы менеджмента ориентируются на достижение результата однозначно установленными действиями. Поощряется исполнительность, но частная инициатива обычно наказуема.
Административные методы менеджмента характерны для командно-административного стиля руководства. Использование этих методов в рыночных условиях целесообразно для выполнения жестко регламентированных работ.

Экономические методы менеджмента, в отличие от административных, предполагают косвенное воздействие на работников (объект управления), а не прямое. Исполнителям работ устанавливаются цели, задачи, ресурсные ограничения и общая линия поведения. Способы достижения целей и решения задач выбираются исполнителями самостоятельно. Вознаграждения устанавливаются за своевременность и качество выполненных работ. Материальные вознаграждения являются заработанными за счет экономии ресурсов или дополнительной прибыли, полученной вследствие проявленной инициативы. Так как размер поощрительных выплат зависит от достигнутого результаты, то работники экономически заинтересованы в его улучшении.
Для отдельных категорий людей, особенно интеллектуальных профессий материальное стимулирование важное, но не главное в их жизни, не основной стимул в их работе. Поэтому экономические методы менеджмента имеют свои ограничения.

Социально-психологические методы менеджмента основываются на воздействиях на поведение работника и повышение его трудовой активности. Они направлены на формирование социально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, раскрытие личностных способностей работников. В общем случае способы действия ведут к максимальной самореализации сотрудников, а в конечном итоге, к повышению ее эффективности.
Приведенные методы менеджмента используются в комплексе, представляя совокупность средств воздействия на работников организаций.


Другие материалы из раздела Менеджмент
Предыдущее:Производительность и результативность организационной системы
Следующее: Моделирование процесса управления производительностью
Лучшее по просмотрам:Виды и формы менеджмента
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2018 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.