EKportal.ru // СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ // МонополияКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Монополия

Автор:
Дата: 2008-04-07 10:49

Монополия — это:

1) (от греч. mono - один и poléo - продаю) исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия), естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытую, чистую при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара (Современный экономический словарь);

2) крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров (Современный экономический словарь);

3) исключительное право (производства, торговли, промысла и т. д.), принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству (Большой юридический словарь);

4) крупное хозяйственное объединение (картель, концерн, синдикат, трест), экономически господствующее на рынке какого-либо товара или услуг (Большой юридический словарь);

5) исключительное право на производство или продажу чего-нибудь (Толковый словарь русского языка Ушакова);

6) (от моно... и греч. pōléō - продаю), исключительное (монопольное) право в определённой области государства (например, монополия внешней торговли), организации, фирмы и т. д. (Большая советская энциклопедия);

7) экономическая, исключительное положение, в которое поставлен единственный продавец какого-нибудь товара, в силу которого он может устанавливать твердые цены на товар. Она возникает естественным путем и искусственно, может принадлежать частным лицам и государству. В последнем случае применяется к взиманию косвенных налогов и пошлин (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона);

8) тип отраслевого рынка, на котором присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги, отсутствуют близкие заменители товара, имеются высокие барьеры входа (Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру);

9) (в экономике) [monopoly] - ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага (Экономико-математический словарь);

10) исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. В экономике монополия — одна из видов рыночных структур, характеризующих условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).


Другие материалы из раздела СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Предыдущее:Моделирование
Следующее: Морфология
Лучшее по просмотрам:Демократизация управления
ПОРТАЛ
Предоставим юридическую помощь и защиту прав потребителя.
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.