EKportal.ru // СТАТЬИ // Управление качеством // Понятие и классификация затрат на качество. Часть перваяКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Понятие и классификация затрат на качество. Часть первая

Автор: EKP news
Дата: 2013-01-27 10:57
В условиях рыночной экономики проблема затрат на качество все больше привлекает внимание руководителей и специалистов предприятий. Это обстоятельство можно объяснить рядом экономических причин.
Во-первых, необходимо обеспечить удовлетворение требований к качеству и цене продукции, сохранить репутацию фирмы.
Во-вторых, уменьшение объема производства приводит к сокращению численности квалифицированного персонала, что снижает конкурентоспособность предприятия.
В-третьих, в рыночных условиях возрастает ответственность руководителей за правильность управленческих решений, связанных с качеством. Это предъявляет новые требования к составу и объему информации. В-четвертых, учет и анализ затрат на качество становится необходимым условием для решения вышеприведенных задач.
За рубежом исследования, связанные с затратами на качество, стали проводиться в 50-х годах. Уже в 1984 г. Европейская организация по контролю качества (ЕОКК) провела специальную конференцию по этой проблеме. В Американской ассоциации по контролю качества действует специальный комитет, который занимается исследованием вопросов «стоимости качества».
В нашей стране исследования по этой проблеме стали проводиться в 70-х годах под руководством профессора Е.М. Карлика, который сформулировал основные понятия и классификации затрат на качество.
В настоящее время во всем мире используется, как правило, классификация А. Фейгенбаума, который предложил структурировать затраты по трем направлениям: на предупреждение возникновения дефектов, оценку качества продукции и затраты, обусловленные дефектами продукции.
Наряду с данной классификацией, зарубежные экономисты также используют классификацию затрат, предложенную Дж. Джураном и другими зарубежными учеными.

Исследования, проведенные Единым Европейским Сообществом по качеству (ЕЕСК), обобщили различные подходы и приняли за основу подход, который требует оценки затрат как производителя, так и потребителя.
Данный подход вполне соответствует концепции стандартов ИСО9000 – ориентация системы менеджмента качества на полное удовлетворение потребителя с минимальными затратами.
В основу предложенной классификации затрат положен признак их возникновения: затраты на обеспечение качества в процессе производства и послепроизводственные затраты. Новым является деление «стоимости качества» на две самостоятельные группы: собственно затраты на обеспечение качества и потери от несоответствия продукта (дефекты). Состав этих групп затрат приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Затраты на качество


Затраты на контроль возникают при его проведении в различных отделах предприятия, причем около 57 % затрат приходится на окончательный контроль. Даже без дальнейшего анализа этого факта ясно, что для современного предприятия, которое хочет быть конкурентоспособным на сегодняшнем рынке, в будущем может оказаться неспособным инвестировать большие финансовые средства в последующий контроль. Так, если проверка продуктов осуществляется на окончательном контроле, то причина возникновения дефекта не будет своевременно устранена и длительное время может производиться дефектный материал. Затраты на дефект подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние возникают, кроме прочего, из брака, доработки, при повторном контроле, а внешние – вследствие оказания гарантийных услуг, акций по отзыву дефектных продуктов, бесплатного сервиса.
Обеспечением качества по определению DGQ (Немецкое общество качества) называется совокупность всех организационных и технических работ по обеспечению качества с учетом экономичности. Поэтому затраты  на качество являются составной частью задач, связанных с  обеспечением  качества. Затраты на обеспечение качества  в соотношении, например, прибыль предприятия к производственным затратам составляют большую долю.


Рисунок 1. Затраты на качество в соотношении с прочими затратами

Как видно из рисунка 1, первая диаграмма отражает составляющие цены на продукт; вторая – соотношение между тремя группами затрат; третья – структуру затрат на различные виды контроля.
При анализе затрат проводится учет фактической величины, планирование снижения непроизводительных затрат, а также выявления возможности перегруппировки затрат таким образом, чтобы сумма первой и второй групп превышала сумму затрат, входящих в третью группу.
Затраты на обеспечение качества можно рассчитать математическим путем, но они плохо упорядочиваются в отношении конкретных работ. Для того, чтобы вообще можно было проанализировать затраты, их подразделяют на затраты, связанные с обеспечением качества и затраты на контроль. Затраты на предотвращение дефектов связаны, как уже видно из названия, предупредительными мероприятиями. Сюда относятся затраты на планирование контроля, разработку стратегий контроля, а также оценку поставщиков, о чем будет еще сказано далее. Установлено, что снижение затрат на качество легче всего происходит тогда, когда большое внимание уделяется мероприятиям по предотвращению дефектов. Смысл заключается в том, чтобы затраты на предотвращение дефектов и контроль оставлять настолько высокими, чтобы снижались затраты на дефект при незначительных общих затратах на качество, но при таком же уровне качества. Насколько этот подход хорош, то есть обеспечивает возможное снижение  затрат на обеспечение качества, можно установить, только проанализировав соответствующие затраты.

Продолжение следует ...


Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее:Методы оценки затрат на качество
Следующее: Понятие и классификация затрат на качество. Часть вторая
Лучшее по просмотрам:Понятие и принципы TQM
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.