EKportal.ru // СТАТЬИ // Бережливое производство // Система бережливого производства для промышленного предприятияКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Система бережливого производства для промышленного предприятия

Автор: Ерохин Е. А.
Дата: 2013-03-30 15:31
На существующих предприятиях, как правило, уже реализованы подсистемы организации элементов производственного процесса, интеграционные и большинство функциональных подсистем организации производства. При создании СБП произойдут существенные изменения в данных подсистемах, но наибольшим преобразованиям подвергнутся функциональные подсистемы предприятия, поскольку на них сильнее всего скажется влияние третьего блока системы организации бережливого производства - принципов и методов (компонентов) организации бережливого производства.
Учитывая, что система бережливого производства представляет собой взаимосвязанную совокупность множества элементов и подсистем, созданную для выпуска продукции, в основе организации которой находятся принципы и методы бережливого производства, представим на рисунке 1 ее структуру, которая отражает состав функциональных подразделений, характер взаимосвязей между ними, особенности реализации принципов и применения методов бережливого производства.



Рисунок 1 - Структура системы бережливого производства

Отметим, что двухмерное представление структуры имеет определенные ограничения в предоставлении связей, значения и места отдельных подсистем. В связи с этим заметим, что соединяющие линии на смехе отображают также и связи между элементами, которые предполагают разнонаправленный информационный и материальный обмен.
Остановимся подробнее на отдельных структурных компонентах СБП. Управляющая подсистема осуществляет управление предприятием и может включать в себя следующие составляющие:
  • общее собрание акционеров (если организационно-правовой формой является акционерное общество);
  • генеральный директор;
  • заместители генерального директора по отдельным направлениям деятельности предприятия.
В СБП управляющая система должна поддерживать постоянные мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию потерь, постоянное совершенствование всех элементов предприятия. Все остальные подсистемы и компоненты образуют управляемую систему.
Центральная информационная служба (ЦИС) с помощью современных средств коммуникации постоянно получает информацию о функционировании и состоянии других подразделений предприятия в режиме реального времени, что позволяет с максимальной оперативностью реагировать на малейшие отклонения и обеспечивать быстрое принятие управленческих решений на различных уровнях, предоставлять необходимую информацию другим подразделениям. Стоит заметить, что в производственных и некоторых обслуживающих подразделениях существуют отдельные диспетчерские бюро (или информационные группы), которые получают информацию о состоянии всех процессов в подразделении для принятия оперативных решений на местах (в рамках собственных полномочий) и передачи в центральную информационную службу.
На многих промышленных предприятиях, как правило, уже внедрены корпоративные информационные системы (КИС) класса MRP-II или ERP. В противном случае, в рамках создания системы бережливого производства целесообразно их использование, поскольку внедрение ERP-системы существенно помогает сократить некоторые виды потерь. Так, например, при внедрении КИС класса ERP/ERP-II достигается
  • снижение страховых запасов – до 40%;
  • уменьшение складских площадей – до 25%.
  • снижение задержек с отгрузкой ГП – на 45%;
  • сокращение производственного цикла – до 40%;
  • сокращение цикла разработки новых продуктов - до 50%.
Из отечественных ERP продуктов, учитывая  короткие сроки внедрения, невысокую стоимость и, в большинстве случаев, достаточную функциональность можно порекомендовать КИС «1С: Предприятие» и «Галактика - ERP». Отметим, что ERP-система охватывает все функциональные подсистемы в СБП, используется ЦИС для сбора и обработки информации о состоянии, и функционировании подразделений предприятия в режиме реального времени.
Как следует из схемы на рисунке 1, такие компоненты бережливого производства в СБП как «обеспечение качества производственных и непроизводственных процессов», «рациональная организация и обслуживание рабочих мест», «постоянное совершенствование предприятия» воздействуют на все функциональные подсистемы. Это означает, что во всех подразделениях предприятия должно быть обеспечено качественное протекание производственных и непроизводственных процессов с конечной целью производства высококачественной бездефектной продукции. Специальный единый отдел по качеству или отдел технического контроля не создаются. Контроль и ответственность за качество выпускаемой продукции, осуществляется непосредственными исполнителям работ. В некоторых случаях целесообразно создание отдельных участков контроля качества непосредственно в подразделениях. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции предназначены специальные подсистемы звукового, визуального контроля и предотвращения ошибок.
Мероприятия по рациональной организации и обслуживанию рабочих мест в соответствии с принципами 5S проводятся не только на рабочих местах в производственных подразделениях, но и во всех других подразделениях, в том числе в экономических, маркетинговых службах, учитывая специфику каждого конкретного подразделения. В первую очередь подсистема рациональной организации и обслуживания рабочих мест создается в производственных подразделениях, учитывая наиболее значительный эффект от ее применения именно в них. Данная подсистема в может быть объединена с подсистемой всеобщего обслуживания оборудования в единую интегрированною систему организации рабочих мест и обслуживания оборудования.
Постоянное совершенствование предприятия предполагает проведение улучшений по методам системы «Кайдзен» во всех сферах деятельности и подразделениях предприятия, в том числе постоянный поиск и ликвидацию различных видов потерь.
При реализации стратегии, подразумевающей разработку адаптированной к российским условиям СБП и постепенное внедрение отдельных компонентов в соответствии с текущими возможностями предприятия, рассмотренную нами ранее в отдельной статье, можно предложить представленную на рисунке 2 последовательность внедрения основных компонентов бережливого производства.



Рисунок 2 - Последовательность внедрения основных компонентов бережливого производства

Из схемы на рисунке 2 следует, что на первом этапе внедряются системы рациональной организации, обслуживания рабочих мест и всеобщего обслуживания оборудования (в одном блоке). Причем система рациональной организации и обслуживания рабочих мест внедряется и самостоятельно в непроизводственных подразделениях, не имеющих сложного оборудования. Второй этап - внедрение систем звукового и визуального контроля и предотвращения ошибок. Системы, внедренные на 1-м и 2-м этапе, позволяют ликвидировать часть потерь, улучшить операционную среду, повысить качество продукции и создать условия для внедрения других, более сложных компонентов.
На третьем этапе осуществляется внедрение системы картирования потока создания потребительской ценности. На четвертом и пятых этапах - систем предотвращения ошибок и «Канбан». И в результате на шестом этапе достигается создание системы производства продукции по принципу «точно во время». Постоянное совершенствование всех производственных и непроизводственных процессов осуществляется на всех этапах внедрения отдельных компонентов СБП по принципам «Кайдзен».

Рассмотрим подробнее ранее представленные на схеме 1 функциональные подсистемы предприятия с учетом использования в них компонентов организации бережливого производства.

К подразделениям НИОКР могут относиться (в зависимости от особенностей предприятия): исследовательский отдел, конструкторский отдел, отдел стандартизации и технической документации, отдел проведения испытаний. В данных подразделениях будет проводиться часть работ по картированию потока создания ценности еще на этапе проектировки новых изделий. Подразделениям НИОКР, в рамках постоянного совершенствования, выявления и ликвидации потерь, необходимо сокращать время разработки новых изделий, тесно взаимодействовать с другими подразделениями предприятия (в особенности с производственными, службой маркетинга), для сокращения периода освоения производства новых изделий, увеличения числа модификаций, наиболее полного учета требований потребителей.
К обслуживающим подразделениям обычно относятся инструментальная, ремонтная, транспортная, складская, энергетическая службы. К основным направлениям деятельности инструментальной службы относятся: заказ и приобретение инструмента на стороне, инструментальное производство и инструментальное обслуживание, подразумевающее бесперебойное снабжение рабочих мест инструментом и технологической оснасткой, организацию их правильной эксплуатации.

Основными задачами ремонтной службы являются обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление или приобретение запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, улучшение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение, разработка и внедрение прогрессивных систем эксплуатации оборудования.  Инструментальная, ремонтная службы, совместно с производственными подразделениями объединяются в рамках системы всеобщего обслуживания оборудования, в соответствии с методологией TPM. Организуются специальные обслуживающие и ремонтные бригады. Если вблизи от предприятия имеются специализированные организации, оказывающие услуги по ремонту оборудования и производству инструмента и объемы данных работ на предприятии невелики, то вполне целесообразно передать часть функций, например по производству специального инструмента и капитальному ремонту среднего и крупного оборудования, данным организациям на аутсорсинг.

В задачи транспортной службы входят выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств, выполнения работ по погрузке, транспортировке, и разгрузке точно вовремя, а также обслуживание транспортного парка. Транспортная служба тесно взаимодействует с отделом логистики для оптимизации транспортных потоков и соблюдения сроков поставок.
Складская служба в системе бережливого производства должна обеспечить бесперебойное снабжение необходимыми материальными ресурсами подразделения предприятия в строго установленные сроки, осуществлять обслуживание складов различных уровней, контроль и учет запасов сырья, материалов, готовой продукции.
Отдел логистики, службы маркетинга и персонала играют особую роль в системе бережливого производства. В задачи отдела логистики входят планирование и организация материальных и информационных потоков в производстве, контроль за ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы, выбор поставщиков и работа с ними по закупке и поставкам сырья и материалов необходимого качества в нужном количестве и точно в срок. Отдел логистики тесно взаимодействует с транспортной и складской службами для обеспечения рациональной организации материальных потоков, постоянного сокращения различных видов потерь.
Служба маркетинга должна вести постоянный мониторинг состояния рынка продукции, выпускаемой данным предприятием для обеспечения быстрого реагирования на возможные изменения, участвовать в составлении карт потока создания потребительской ценности продукции и выполнять другие традиционные маркетинговые функции.
Служба персонала в СБП выполняет все функции по подбору и приему на работу сотрудников, переподготовке, продвижению по службе, решению социальных вопросов, установлению систем оплаты труда, материального и морального стимулирования, которые на многих предприятиях обычно выполняют часто не связанные друг с другом подразделения, такие как отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел социального страхования. Подобная интеграция функций в одном подразделении позволяет снизить число управляющих элементов, численность сотрудников службы и площадь занимаемых помещений. Служба персонала принимает участие в преодолении сопротивлений при проведении различного рода изменений, совершенствует организационную культуру и повышает корпоративный дух сотрудников.
Производственные подразделения в системе бережливого производства ориентированы на выпуск продукции по принципу «точно в срок», с помощью использования компонентов бережливого производства, что отражено в схеме СБП на рисунке 1 и в последовательности внедрения компонентов бережливого производства на предприятии.
Экономические и финансовые службы в системе бережливого производства, кроме выполнения своих стандартных функций, участвуют в общей деятельности по сокращению различных потерь, улучшению контроля и учета, снижению издержек, в постоянном повышении эффективности своей деятельности.


Другие материалы из раздела Бережливое производство
Предыдущее:Методический подход к реализации стратегии формирования системы бережливого производства
Следующее: Программа создания системы бережливого производства
Лучшее по просмотрам:Появление и сущность концепции бережливого производства
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.