EKportal.ru // СТАТЬИ // Менеджмент // Особенности применения анализа "слепых зон" при разработке механизма управления предприятиямиКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Особенности применения анализа "слепых зон" при разработке механизма управления предприятиями

Автор: Баркалова Е. В.
Дата: 2013-05-23 13:41
Малый бизнес играет важную роль в экономике многих стран, занимая специализированные ниши на рынке, являясь основой развития бизнеса, повышения его гибкости и мобильности, ориентации на возможности человека. Развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. По количественным показателям развития малого бизнеса российская экономика отстает от развитых стран, при этом проблемы и недостатки в развитии малого бизнеса определяются не только внешними, но и внутренними причинами, среди которых значимой причиной является неэффективный менеджмент. Поэтому разработка эффективного механизма управления является актуальной задачей на сегодняшний день [1].
Разработка эффективных решений в области управления малыми и средними предприятиями невозможна без проведения детального анализа. В качестве одного из направлений анализа можно выделить анализ «слепых зон».
Под «слепыми» зонами в стратегическом анализе понимаются ошибочные или неточные представления фирмы о себе, а также о своих конкурентах и отрасли, в которой все они соперничают [2].
Анализ «слепых» зон изучает причины, лежащие в основе неточностей или ошибок в процессе принятия стратегического решения. Он объединяет психологию познания, теорию стратегии и динамику организационного поведения для объяснения, почему аналитики часто неправильно понимают конкурентную окружающую среду, и почему внутренняя тщательная проверка может привести к переоценке конкурентной способности фирмы. Эта информация повышает чувствительность фирмы к потенциально значимым ошибкам в организационном процессе принятия решения с целью улучшения стратегических решений.
Майкл Портер (1980) был одним из тех первых стратегов из области школы организации отрасли промышленности/экономики, кто официально обратился к проблеме «слепых» зон. Он разделил проблему на две основные категории: [3]

1) собственные предположения фирмы о себе;
2) предположения фирмы о своих конкурентах и отрасли, в которой они соперничают.


Многие стратегические решения страдают от нескольких психологических недостатков, появляющихся в результате иррационального поведения, неправильного анализа, ошибочной стратегии и, конечно же, неконкурентного и низкого уровня исполнения.
Анализ «слепых» зон основан на том, что стратегический успех зависит от проведения правильного анализа и принятия правильных решений, которые позволят фирме хорошо делать правильные вещи. Это также является ключом к правильной оценке собственной конкурентной силы фирмы против любой непредвиденной конкурентной реакции после введения ее стратегии [4].
Семь распространенных источников «слепых» зон представлены на рисунке 1.

 
 

Рисунок 1 – Источники «слепых зон»

Для проведения анализа была изучена деятельность малой организации "ИП Овчинников И.В.", которая предлагает комплексные решения по созданию сайтов в Воронеже и других регионах. Анализ слепых зон "ИП Овчинников И.В." представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ "слепых зон" "ИП Овчинников И. В."

 
 
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее сильно проявляющиеся «слепые» зоны в "ИП Овчинников И.В.", связаны с излишней самоуверенностью, это выражается в убежденности фирмы в своей способности контролировать организационную и конкурентную действительность, что связано с продолжительной верой в свою компетенцию и навыки, опыт. Кроме того, одной из проблем является обоснование принятых управленческих решений по аналогии с предыдущим периодом и опытом. Организация перед принятием управленческих решений не занимается глубоким анализом информации.
Выявление «слепых» зон может помочь организации в разработке эффективного механизма управления, поскольку организация сможет понять все свои проблемные области и с учетом полученной информации принять правильные управленческие решения.

Список литературы:

1) Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Я.Горфинкеля. 3-е изд.,перераб. и доп.:ЮНИТИ-Диана, 2001, 83с.
2) Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 162 с.
3) Т.С. Селевич Конкурентный и маркетинговый анализ: сходство и различия.
4) Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.


Другие материалы из раздела Менеджмент
Предыдущее:Организация управления научно-техническим потенциалом наукоемких предприятий
Следующее: Методика оценки механизма управления малыми и средними предприятиями
Лучшее по просмотрам:Виды и формы менеджмента
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.