EKportal.ru // СТАТЬИ // Другое // Факторинг: понятие и особенностиКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Факторинг: понятие и особенности

Автор: EKP stat
Дата: 2014-11-28 10:51

Факторинг
- относительно новый для российского рынка терминг, имеющий, тем не менее, весьма давнюю историю. В общем смысле факторинг представляет собой комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Сам термин образован от английского слова factor, означающее "посредник, торговый агент". Как правило, в операции факторинга участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк), который является покупателем требования, поставщик товара - кредитор и покупатель товара - дебитор. Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путем выкупа краткосрочной дебиторской задолженности со сроком, как правило, не превышающим 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60 - 90% от стоимости требований.


После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги. Факторинговая компания, взимая долги, с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно.

История развития факторинга


Первыми операциями факторинга занимался созданный в Англии в XVII веке так называемый "Дом факторов". Перед фактором, знавшим товарный рынок, платёжеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надёжных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.
Но бурное развитие факторинговой деятельности началось только в Северной Америке - во второй половине XIX века. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров в институты, финансирующие производителей товаров. Они разработали также осуществляли дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принимали на себя финансовые риски.
В сферу своей деятельности факторы включали ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. В итоге факторы США начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций.
В начале 60-х годов ХХ века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Так были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG и FCI. Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Данный процесс продолжается и сейчас. Например мировой оборот факторинговых операций вырос с 1996 по 2001 годы увеличился более чем в 2,3 раза, достигнув 720,19 млрд евро, при этом более 96% объема всех факторинговых операций пришлось на внутренний факторинг.
Необходимость унификации регулирования факторинговой деятельности в связи с частично международным характером ее использования привела к проведению в Оттаве в 1988 году дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 года, которая сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг и послужила основой для разработки национального законодательства в данной области.

Виды факторинга


Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
Так выделяют факторинг с регрессом — это такой вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, но в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.
Факторинг без регресса  — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, но при невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме факторинговая компания потерпит определенные убытки.




Факторинг также бывает:

открытым - с уведомлением дебитора об уступке;
закрытым - без уведомления;
реальным - денежное требование существует на момент подписания договора ;
консенсуальным - денежное требование возникнет в будущем;
прямым - при участии одного фактора в сделке;
взаимным - при наличии двух факторов.
внутренним - если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
внешним - если фактор и его клиент (поставщик товара) являются резидентами разных государств.

Преимущества и недостатки факторинга

Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом, факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные риски и риск ликвидности. При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компании.

По сравнению с кредитованием факторинг имеет ряд существенных преимуществ:

Залоговое обеспечение - в отличие от кредитования, где необходимо в большинстве случаев обязательное материальное залоговое обеспечение (основные средства, товары в обороте, сырье и прочее), при операциях факторинга обеспечением выступает дебиторская задолженность компании.
Оценка финансового состояния - жесткие требования к финансовому состоянию компании и качеству финансовой отчетности в меньшей степени влияют на положительное решение вопроса при факторинге, чем при кредитовании. Факторинговые компании в большей степени интересуются качеством и диверсификацией дебиторской задолженности поставщика.
Гибкая схема работы - отличие от кредитования, факторинг не связывает так руки финансовым директорам жесткими временными рамками (при кредитовании в основном используется единовременная или по утвержденному графику выборка кредитных средств и аналогичное погашение). Факторинговое финансирование осуществляется по факту отгрузки товара одобренным дебиторам и фактически пропорционально объему продаж. Погашение же факторингового финансирования осуществляется в момент оплаты отгруженного товара дебиторами.
Высокие темпы роста продаж - более "гибкое" и постоянное финансирование при факторинге в совокупности с эффективным управлением дебиторской задолженностью позволяет более высокими темпами увеличивать товарооборот компании. По факту отгрузки товара в адрес одобренных дебиторов финансируется 90% от суммы каждой поставки. Таким образом, объем финансирования растет пропорционально объему продаж.




Даже самые простые расчеты показывают, что при равных условиях факторинг позволяет в течение одного года увеличить товарооборот в 2 раза быстрее, чем при кредитовании на пополнение оборотных средств. Используя факторинг с получением финансирования от Фактора сразу после отгрузки товара, вы будете всегда обладать денежными средствами для производства/закупки и продажи товара, не дожидаясь поступления оплаты от покупателей за ранее отгруженный товар.
Кроме того, факторинг — это не только финансирование; полный комплекс факторинговых услуг подразумевает управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков и информационно-аналитическое обслуживание.

Из недостатков факторинга стоит отметить более высокую стоимость факторинга. Он как правило дороже банковской ссуды; в процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 25-30% годовых. Следует также учитывать, что в стоимость факторинга входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг, в том числе обработку документов, покрытие некоторых рисков.

Факторинг в СССР и России

В СССР факторинг был внедрен в 1988 году в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Но из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была изменена. Так факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.
Гражданский кодекс Российской Федерации с 26.01.1996 года содержит 43-ю главу, посвященную отношениям факторинга, которые именуются как "финансирование под уступку денежного требования". Российская Федерация в настоящее время участником конвенции УНИДРУА о международном факторинге не является, однако в Федеральное Собрание РФ Правительством РФ 13.02.2014 году был внесён законопроект о ратификации данной конвенции. В статье 824 43-й главы ГК РФ дается описание факторинга как финансирования под уступку денежного требования.
При этом фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определённому лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. Когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих — комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск и регистрацию поставки. Закон различает два вида денежных требований, которые могут быть предметом уступки: срок платежа по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым ещё не наступил - будущие требо


Другие материалы из раздела Другое
Предыдущее:Ответ Российской Федерации на санкции США и ЕС
Следующее: Рыночный социализм в России - что это такое?
Лучшее по просмотрам:Методы трансфертного ценообразования: условия и проблемы применения
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.