Либертарианство (от англ. libertarianism; от фр. libertaire — анархист) — это политическая философия, в основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть запрет на применение силы или угрозы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. Запрет на агрессивное насилие является правовым, а не этическим. Либертарианство подразумевает, что нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке. Причем оно не даёт указаний для конкретных поступков людей, и поэтому не является этической системой. В данном плане либертарианство совместимо с разными взглядами на мораль: от консерватизма, до либертинизма, отвергающего любые моральные ограничения.
Заметим, что некоторые либертарианцы, так называемые анархо-капиталисты, рассматривают запрет на "агрессивное насилие" как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительных организаций.
Другая часть либертарианцев - минархисты оценивают запрет на "агрессивное насилие" в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государства представляется как наименьшее зло.
История возникновения либертарианства
Сам термин "либертарианец" (англ. libertarian) впервые появилось в эссе "О свободе и необходимости" (1789) американского унитарианского философа Уильяма Белшама. Термин был производным от "свободы" (англ. liberty) по аналогии с образованием слова "унитарианец" (англ. unitarian) от "единства" (англ. unity) в английском языке и обозначал сторонников философской доктрины "свободы воли". В своём эссе Белшам осудил идеи, которые он приписывал либертарианству и противопоставил им религиозный детерминизм.
Во второй половине 19-го века французский термин libertaire взяли на вооружение французские анархисты в значении "анархист". В 1880 году на конгрессе в Гавре анархо-коммунисты также употребили этот термин. Росту его популярности в конце XIX века способствовало введение направленных против анархизма ограничений на свободу печати во Франции после теракта, осуществлённого Огюстом Вальяном в 1893 году. В результате анархисты начали широко использовать libertaire как эвфемизм вместо слова французского anarchiste, в частности, в 1895 году была учреждена газета "Le Libertaire". Впоследствии "либертарианство" и "анархизм" стали синонимами, положив начало также термину "либертарный социализм". Таким образом до середины XX века термин "либертарианство" не употреблялся в современном его значении.
В текущем его виде данный термин впервые начал использовать американский политик и основатель Фонда экономического образования Леонард Рид, который в 1940-е годы провозгласил себя либертарианцем. Вслед за ним многие сторонники личной и экономической свободы также стали называть себя либертарианцами, чтобы отличать себя от "либералов", под которыми в США и некоторых других странах начиная с XX века понимают сторонников личной свободы и государственного перераспределения ресурсов, включая социал-демократов и умеренных коммунистов. Тем не менее, многие сторонники либертарианских идей не называют себя либертарианцами, настаивая на традиционном обозначении своей идеологии или определяя себя как "классических либералов". Другие считают подобную приверженность старым терминам ошибочной, вносящей путаницу в политическую картину современного мира, что мешает распространению и пониманию либертарианских идей.
В 1970 году американский либертарианц Дэвид Нолан предложил использовать специальную диаграмму, которая показывает, что либертарианство поддерживает как экономическую, так и личную свободу, ограничивая вмешательство государства в жизнь общества. По его мнению, это контрастирует с левым "либерализмом", который выступает только за "личные свободы", правым "консерватизмом", который выступает только за "экономические свободы", а также с популистским «авторитаризмом», сторонники которого добиваются жёсткого контроля государства за жизнью общества и перераспределении доходов от богатых к бедным.
Он считал, что практически все политические действия человека можно разделить на две основные категории: экономические и личные. Поэтому по каждой из осей отложена степень влияния государства на эти две категории свобод. В зависимости от допускаемой степени как экономической, так и личной свободы, на диаграмме различаются несколько областей, относящиеся к традиционным политическим течениям:
консерваторы - сторонники прагматизма, иерархичности, организованности и экономической свободы при наименьшей личной свободе граждан;
левые - в американской терминологии — либералы: сторонники индивидуализма, равенства и толерантности при наименьшей экономической свободе;
либертарианцы - сторонники минимального вмешательства государства в жизнь общества — минимальное вмешательство государства как в экономической сфере, так и в правовом аспекте);
тоталитаристы (этатисты, коммунитаристы, популисты и т.п.) - сторонники жёсткого контроля государства за жизнью общества как в правовом, так и в экономическом аспекте;
центризм — область в середине, равноудалённая от всех полюсов.
Либертарианство также иногда смешивается с австрийской школой в экономической теории, которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. Но несмотря на тот фак, что большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, такое отождествление ошибочно. Либертарианство - это политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Тогда как австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике.
Политические взгляды современных либертарианцев
Либертарианцы полагают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, законы должны обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно заключённых договоров. Налогообложение в их понимании аморально, по сути ничем не отличается от грабежа и поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, представляемых государством населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Либертарианцы выступают против:
- любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям;
- таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров; государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарственных средств;
- всех или большинства правил градостроительного зонирования;
- установления законом минимального размера оплаты труда;
- обязательного лицензирования видов деятельности;
- всеобщей воинской обязанности;
- военного вмешательства в дела других стран;
- любого государственного контроля над средствами массовой информации;
- запретов на владение оружием.
Публицист Том Хартманн отмечает, что по данным исследования, проведённого Pew Research, только 11% процентов людей, заявляющих о том, что они разделяют либертарианские взгляды, понимают суть либертарианства, в частности то, что оно выступает за увеличение личной свободы и снижения контроля государства. Так 41% таких людей считает, что государство должно регулировать бизнес, а еще 38% поддерживает социальные пособия малообеспеченным людям, причем 42% считают, что полиция должна иметь право останавливать "подозрительных людей".
Либертарианство делает невозможными монополии. Если монополия начинает завышать цены, то сразу появляются предприниматели, входящие на такой выгодный рынок и цены снижаются. Важную роль в либертарианстве играет допустимость самообороны. Это принцип, который говорит, что человек имеет право защищать себя, при необходимости, с применением смертоносной силы. В либертарианском сообществе невозможно заставить другого человека помогать тебе против его воли, а между деньгами вероятно возникновение конкуренции, и скорее всего победят деньги, которые невозможно искусственно девальвировать (например золото, серебро или криптовалюты с ограниченной эмиссией). Никто в здравом рассудке не захочет, чтобы его деньги теряли в цене за счет их генерации эмитирующим центром.
Другие материалы из раздела Экономическая теория
Предыдущее: | Макроэкономическая теория Джона Кейнса |
Следующее: |
Экономика золота |
Лучшее по просмотрам: | Теории государственного регулирования экономики |