EKportal.ru // СТАТЬИ // Логистика // Методические основы исследования состояния организации материальных потоков на предприятияхКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Методические основы исследования состояния организации материальных потоков на предприятиях

Автор: Помитов С. А.
Дата: 2008-10-06 08:15

Исследование состояния организации материальных потоков в производственно-сбытовых системах направлено на изучение её внутреннего состояния, выявление проблем функционирования и идентификацию обусловивших их внешних и внутренних причин. Полученные в ходе исследования результаты позволят четко определить сферы и направления дальнейшего исследования и конкретные пути совершенствования организации материальных потоков. В соответствии с указанными целями процесс исследования состояния организации материальных потоков включает реализацию комплекса мероприятий по формированию информационной базы, комплекса показателей, непосредственному расчету частных и обобщающих показателей, формулированию путей совершенствования. Все указанные работы целесообразно проводить в три этапа: подготовительный, аналитический, рекомендательный. Этапы исследования и их содержание представлены в виде схемы (рисунок 1).

В основе проводимого исследования лежат следующие предположения, во-первых, что количественные и качественные показатели, характеризующие результат деятельности по организации материальных потоков, имеют различную природу, во-вторых, они взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Анализ количественных показателей проводится путём сравнения с нормативными значениями либо с общеотраслевыми значениями, а анализ качественных показателей – путем проведения экспертного опроса.

Само исследование должно отвечать следующим требованиям: объективность, точность и однозначность полученных результатов, то есть правильность оценки состояния изучаемого объекта должна обосновываться системой критериев, способных адекватно отразить его специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него факторов. Однозначность исследования предусматривает, что полученные в его ходе результаты позволят сделать единственно возможные выводы, не содержащие противоречий:

  • научный характер [1], предполагающий использование научных положений и разработок в процессе проведения исследования и интерпретации его результатов;
  • комплексность [1] – всестороннее изучение причинно-следственных зависимостей изучаемого объекта;
  • обеспечение системного подхода [1], когда изучение объекта осуществляется с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов;
  • систематический характер проведения;
  • эффективность [1], то есть затраты на проведение исследования должны давать многократный эффект;
  • применимость результатов, то есть использование полученных значений промежуточных и итоговых показателей для исследования других объектов и процессов;
  • осуществимость – возможность получения и правильной интерпретации необходимой информации, наличие обученного персонала и вспомогательных вычислительных средств;
  • аутентичность [1], то есть использование в процессе исследования первичной, достоверной, проверенной информации любого вида и любой формы представления.

Проведение исследования начинается с подготовительного этапа, направленного на осознание проблемы, определение целей и постановку задач, выбор объекта исследования и формирование общего представления о нем, решениеорганизационных вопросов, относящихся к проведению исследования. Завершением подготовительного этапа является утверждение программы проведения исследования с указанием исполнителей, их функциональных обязанностей и сроков выполнения работ. После этого начинается непосредственное исследование организации материальных потоков, проводящееся в несколько подэтапов.

На первом подэтапе исследователями формируется система показателей, характеризующих состояние организации материальных потоков, а также поиск источников получения данных для их расчета (для количественных показателей) и экспертной оценки (для качественных показателей). Предполагается, что наиболее полная информация о состоянии организации  материальных потоков будет получена путем исследования каждой стадии товародвижения и процессов складирования и транспортировки. Каждый  из указанных процессов необходимо оценить с помощью показателей четырех групп: трудовые, экономические, организационные показатели и показатели качества и надежности. Примерный перечень частных показателей оценки состояния организации  материальных потоков приведен в виде матрицы (таблица 1). Далее следует поиск первичной информации, её сбор, обобщение и интерпретация для того, чтобы было возможно рассчитать и оценить перечисленные показатели по стандартным формулам.

Таблица 1 – Матрица показателей оценки организации материальных потоков

Группы показателей

Стадия товародвижения

Трудовые

Экономические

Организационные

Качества

Снабжение

 

 

Число работников

Длительность осуществления операции

Автоматизация и механизация функций

Надежность подсистемы

Текучесть персонала

Затраты на осуществление операции

Показатели производственного процесса

Своевременность выполнения функции

Профессионально - квалификационная структура

Соотношение фактических затрат с плановыми (нормативными)

Время подготовки к осуществлению функции

Темп положительного отклика

Загрузка работников

Рентабельность

Коэффициент гибкости и адаптивности

Уровень брака

Качество труда персонала

Выработка

 

Количество рекламаций

 

 

 

Потеря потребителей

Производство

Аналогичны предыдущей подсистеме

Сбыт

Аналогичны предыдущей подсистеме

Транспортировка

Аналогичны предыдущей подсистеме

Складирование

Аналогичны предыдущей подсистеме

Следующей процедурой исследования состояния организации материальных потоков является расчет обобщающих показателей по каждой стадии товародвижения и / или по каждой группе показателей. По его результатам выявляются сильные и слабые сторон организации материальных потоков, производится поиск резервов и «проблемных участков», т.е. подсистем с неудовлетворительными показателями работы, требующие мероприятий по совершенствованию. На этом аналитический этап завершается.

Завершительной стадией исследования является разработка мероприятий по устранению недостатков и использованию резервов.

В матрице показателей для наглядности показатели, соответствующие норме, отклоняющиеся в положительную сторону и отклоняющиеся в отрицательную сторону можно в матрице закрасить разными цветами. Это позволит легче визуально выявить ту подсистему, в которой, например, наибольшее количество проблем. Далее на основе выявленных недостатков строится карта потерь [2, 3], позволяющая выявить наиболее значимые причины неудовлетворительной работы по организации материальных потоков. Автором предлагается карта симптомов и причин неудовлетворительного состояния организации материальных потоков на промышленных предприятиях, содержащая 6 блоков, каждый из которых соответствует определенной стадии товародвижения, а также складированию и транспортировке. В каждом из блоков выделено по 9 симптомов и причин потерь (см. табл. 2).

Таблица 2 – Карта симптомов и причин неудовлетворительного состояния организации материальных потоков

1. Организация материально-технического снабжения 

2. Организация материальных потоков в производстве

1. Несвоевременная работа по заключению контрактов на поставку ресурсов

2. Ошибочное определение (завышение или занижение) объема требуемых ресурсов

3. Выбор нерациональной для предприятия формы снабжения

4. Нерациональная структура службы материально-технического обеспечения и / или отсутствие в ней соответствующих специалистов

5. Недостаточный контроль за реализацией плановзакупок и уровнем запасов [2]

6. Поставка ресурсов ненадлежащего качестваи комплектности

7. Недостаточное нормативно-правовое регулирование процессов заключения договоров, закупки, доставки ресурсов

8. Недостаточная координация

1. Нерациональные формы и методы реализации материальных потоков в производстве [2]

2. Отсутствие должного контроля за сроками выполнения заказов

3. Неритмичная и несогласованная работа подразделения

4. Низкая гибкость и маневренность действий

5. Несоответствие оперативного управления характеристикам производства

6. Низкая мотивация работников

7. Отсутствие нормативной базы планирования хода и сроков работ [2]

8. Несинхронность отдельных стадий и фаз производственного процесса [2]

9. Низкая надежность плановых расчетов

деятельности производственных подразделений, служб планирования и материально-технического обеспечения [2]

9. Отсутствие средств автоматизации работ специалистов службы МТС

 

 

 

3. Организация сбыта

4. Организация складского хозяйства и складирования 

1. Просчеты в определении величины спроса

2. Выбор нерациональных способов доставки продукции

3. Недостаточная оценка возможных изменений спроса

4. Отсутствие резерва готовой продукции

5. Недостаточные контакты и связи предприятия с потребителями [2]

6. Отсутствие подготовленных специалистов-маркетологов

7. Нерациональное расположение конечных потребителей и промежуточных складов хранения готовой продукции

8. Несоответствие транспортных средств объёмам поставки

9. Отсутствие обеспечения надежности поставок

 

1. Нерациональное расположение складских помещений

2. Наличие сверхнормативных запасов и незавершенного производства [2]

3. Неудовлетворительное использование складских площадей [3]

4. Низкий уровень механизации и автоматизации складских операций

5. Наличие на складах сверхнормативных запасов и незавершенного производства [2]

6. Завышенные расходы на содержание излишних помещений и хранение излишних запасов

7. Ухудшение качества ресурсов при складировании в результате ненадлежащих условий хранения

8. Нерациональные способы хранения запасов на складах

9. Дополнительные затраты труда, брак вследствие ненадлежащего учета материалов и низкого контроля за ними [3]

5. Организация транспортного обслуживания

6. Организация службы управления материальнымипотоками

1. Недостаточная сохранность транспортных средств [3]

2. Нерациональные маршруты

3. Несвоевременный ремонт средств транспортировки

4. Неэффективные транспортные операции [3]

5. Холостые пробеги транспорта [3]

6. Несогласованность планов и графиков доставки продукции потребителям [2]

7. Ухудшение качества продукции в результате транспортировки [3]

8. Дополнительные затраты на проведение погрузочно-разгрузочных работ в виде их низкой механизации

9. Низкий контроль за соблюдением водителями установленных маршрутов

 

1. Отсутствие или недостаток квалифицированного персонала

2. Отсутствие единой службы, отвечающей за организацию материальных потоков

3. Нерациональные информационные потоки данной службы

4. Отсутствие или недостаток информации для принятия решений в процессе выполнения  работ

5. Отсутствие или недостаток средств автоматизации работ в службе по организации материальных потоков

6. Отсутствие четких критериев и показателей оценки работы отдельных подразделений [2]

7. Отсутствие методической базы

8. Структурная отдаленность службы от смежных подразделений (маркетинговый отдел, ПЭО, финансовый отдел)

9. Недостаточная мотивация сотрудников службы

По каждому из блоков с помощью экспертного опроса проставляется оценка. Ранжирование причин потерь проводится по количественной шкале в едином диапазоне, например, от 1 до 10 или от 0 до 5 [3]. Максимальная оценка присваивается причине (симптому), который оказывает наибольшее влияние на результативность исследуемого объекта. Далее следует суммирование мнений всех членов группы, построение реальной карты хозяйственных потерь и постановка диагноза, на основе которого можно сформулировать одно или несколько самостоятельных (обособленных) направлений совершенствования.
Финальной стадией исследования состояния организации  материальных потоков является контроль за выполнением намеченных мероприятий по совершенствованию, направленный на то, чтобы все запланированные работы и мероприятия выполнялись в соответствии с утвержденными графиками.
 
Библиографический список:
 
1 Воротникова Т.В. Система управления материальными потоками в производстве: Дис. … канд. экон. наук: 05.02.22 / Татьяна Васильевна Воротникова. – Воронеж, 2002. – 176 c.
2 Родионова В.Н. Оптимизация материальных потоков в производственно-сбытовой системе / В.Н. Родионова, Н.В. Федоркова. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. – 169 с.
3 Шушански Я. Методология рационализации: Пер. с венг. / Я. Шушански. – М.: Экономика, 1987. – 248 с.
4 Степанов В.И. Логистика: Учебник / В.И. Степанов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 488 с.
5 Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник / В.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с.
6 Гаджинский А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 432 с.
7 Миротин Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учеб. пособие / Л.Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 252 с.                     

Другие материалы из раздела Логистика
Предыдущее:Комплексная система организации материальных потоков в производстве
Следующее: Функции стоимостного потока и потока создания ценностей
Лучшее по просмотрам:Cистема организации материальных и информационных потоков на предприятиях в рамках цепочки поставок
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.