EKportal.ru // СТАТЬИ // Логистика // Функции стоимостного потока и потока создания ценностейКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Функции стоимостного потока и потока создания ценностей

Автор: Помитов С. А.
Дата: 2008-10-31 08:30

Концепция бережливого производства предлагает все действия на предприятии рассматривать с точки зрения потребителя: создает это действие ценность для Клиента или нет. Например, обработка заявки клиента или шлифовка детали на станке создают ценность, а когда заявка клиента лежит в лотке у клерка или деталь находится в кладовой цеха в ожидании следующей стадии обработки, то ценность не создается. Таким образом, всю деятельность предприятия можно классифицировать следующим образом:

1. Действия, добавляющие ценность конечному продукту;

2. Действия, не создающие ценность, но неизбежные по каким-либо причинам;

3. Действия, не добавляющие ценности.

Для представления последовательности операций над продуктом/услугой (включая материальные и информационные потоки) вводится понятие «Поток создания ценности». «Ценность» в данном случае будет представлять полезность, получаемую потребителем от использования товара. При этом «размер ценности» продукта (услуги) в количественном выражении определяется потребителем субъективно и равен сумме, которую он заведомо готов заплатить за него. В случае если размер этой суммы продавца (производителя) устраивает, происходит сделка, и товар продается за эту сумму (она является ценой). Далее условимся, что ценность количественно равна цене реализации.

На предприятиях в процессе движения различных ресурсов происходит постепенное создание ценности в результате преобразования исходного сырья и материалов одной ценности в готовый продукт или услугу, более ценные для Клиента. При этом размер ценности увеличивается неравномерно в результате совершения отдельных операций. В связи с этим создание ценности можно математически сформулировать в виде функции f(v)[1], рассматриваемой на отрезке [0, Т], где Т – время нахождения ресурсов на предприятии от момента закупки сырья до реализации готовой продукции. В течение этого времени ценность может изменяться и в сторону увеличения и сторону уменьшения в конкретный момент (например, при ненадлежащих условиях обработки полуфабрикаты могут испортиться, их ценность снизится, а после исправления брака её размер снова вырастет). Поэтому функцию f(v) нельзя считать монотонной. Пример функции потока ценностей приведен на рисунке 1.

В целях эффективного управления товародвижением необходимо исследовать «точки перегиба» функции, в которых у потребителя изменяется отношение к товару (услуге), и выявить причины таких изменений.

Осуществление любой операции по созданию ценностей влечет денежные затраты. Поставщику необходимо уплатить за приобретенное сырье, его  хранение требует складского хозяйства, технологические операции выполняются рабочими, чей труд является оплачиваемым, продвижение товара на рынок влечет коммерческие расходы. Все это позволяет говорить о существовании стоимостного потока, отражающего формирование себестоимости продукции. Этот поток также можно математически выразить с помощью соответствующей функции. Функция стоимостного потока f(c)[2] представляет собой неубывающую на отрезке [0, Т] функцию, характеризующую величину непосредственных затрат нарастающим итогом, связанных с товародвижением (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Функции стоимостного потока и потока создания ценностей

Совместное графическое представление функций f(v) и f(с) наглядно позволяет:

  • во-первых, определить величину добавленной стоимости как разницу между значением f(v) в точке «0» и значением в точке «Т»;
  • во-вторых, установить какие затраты создают ценность, причем следует учитывать временной лаг между осуществлением затрат и созданием ценности (например, затраты на рекламу дают прирост ценности (формирования т.н. возможной ценности) не сразу, а через определенный промежуток времени);
  • в-третьих, выбрать ценовую политику предприятия;
  • в-четвертых, определить направления производственной стратегии, например, виды деятельности, которые целесообразно передать на аутсорсинг;
  • в-пятых, определить резервы и потери в процессе товародвижения.

По этим причинам функции стоимостного потока и потока создания ценностей рекомендуется использовать в управлении предприятиями всех сфер деятельности.


[1]От англ. «value» — ценность

[2]От англ. «сost» — стоимость


Другие материалы из раздела Логистика
Предыдущее:Методические основы исследования состояния организации материальных потоков на предприятиях
Следующее: Методология создания системы организации материальных потоков на предприятиях
Лучшее по просмотрам:Cистема организации материальных и информационных потоков на предприятиях в рамках цепочки поставок
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.