В современной, быстро изменяющейся высококонкурентной окружающей среде, предприятиям необходимо уделять особое внимание возможным рискам и их минимизации. Заметим, что риск – это характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность, либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах.
Выделим наиболее важные виды хозяйственных и финансовых рисков в деятельности предприятия, а также некоторые рекомендуемые меры по минимизации риска в деятельности предприятия.
1. Риск нереализации профильной технологии предприятия из-за незаключения договора на поставку исходных продуктов.
Причины: отказ традиционных поставщиков от заключения договоров; неприемлемые для предприятия условия договора (в том числе цены); переход традиционных поставщиков на выпуск другой продукции; невозможность закупки на мировом рынке из-за сложностей таможенного законодательства, отсутствия валюты и т.д.
Факторы риска: чрезмерная концентрация входных материальных потоков на ограниченном количестве поставщиков, недиверсифицированность поставок; нестабильность общей социально-экономической ситуации; принятие поставщиками стратегии "максимальная прибыль сегодня -любыми средствами".
Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация производства путем расширения числа используемых или готовых к использованию технологий и видов продукции; диверсификация поставок; постоянный сбор и актуализация информации о возможных поставщиках, их намерениях, осваиваемых технологиях и социально-экономической ситуации вокруг них; установление некоммерческих связей с реальными и потенциальными поставщиками; вертикальная интеграция "вниз" и квазиинтеграция, т.е. объединение отдельных функций управления; приобретение предприятием акций предприятий-поставщиков; расширение и поддержание личных контактов с поставщиками; подготовка кредитных линий на случай необходимой предоплаты; создание страхового резерва исходных продуктов.
2. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке.
Причины: непредвиденная ситуация у поставщиков; техническая невозможность производства необходимой для предприятия продукции: невозможность выполнения условий договора; принятие решения поставщиком о разрыве договора и смене потребителя; принятие решения поставщиком об изменении условий договора - сроков, цен, объемов, требований к качеству поставляемой продукции; аварийность на транспорте.
Факторы риска: общая нестабильность социально-экономической ситуации; отсутствие традиции обязательности общеправовых и контрактных условий; неравномерность темпов инфляции; всплески роста цен в отдельных отраслях и регионах; неравномерность динамики доходов различных слоев населения; недостаточность средств у предприятия для компенсации повышения цен поставщиком.
Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация поставок; расширение состава поставщиков; создание финансовых резервов или организация "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных затрат; прогнозирование динамики цен; вовлечение традиционных поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций; создание страховых запасов исходных материалов; заблаговременная разработка системы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков.
3. Риск невозвращения предоплаты поставщиком.
Причины: те же, что и в случае риска невыполнения договоров поставки, а также решение поставщика о временном или окончательном присвоении полученных и качестве предоплаты сумм; невозможность их выплаты данному предприятию но причине использования до срыва договора.
Факторы риски: кризисная ситуация во взаиморасчетах предприятия, слабость хозяйственною арбитража и законодательной базы, низкая правовая культура управления; гипертрофированное стремление предприятий к абсолютной минимизации риска (откуда и возникает требование предоплаты); отсутствие развитой системы страхования хозяйственных и финансовых операций.
Рекомендуемые методы минимизации: некоммерческая интеграция; покупка и обмен акциями с поставщиком; установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика; создание региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования; привлечение независимых организаций (банков, страховых обществ, фондов) в качестве гарантов сделок; развитие залоговых сделок.
4. Риск незаключения договоров на реализацию производственной продукции (риск нереализации произведенной продукции).
Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции; замещение данной продукции продукцией других предприятий; моральный износ продукции; переключение спроса; снижение спроса ввиду изменения структуры бюджета или снижения доходов потребителей; изменение производственного профиля или специализации традиционных потребителей продукции; отсутствие у предприятия полной информации о данном сегменте рынка.
Факторы риска: технический прогресс, появление новых технологий; экономическая рецессия (спад), вытеснение высокоразвитых технологий более простыми; зависимость результатов принимаемых потребителем решений от " личных" условий договора (попросту говоря, взятки); изменение условий импорта, облегчающее ввоз иностранной продукции; активизация маркетинговой деятельности конкурентов; резкий рост объемов и рентабельности производства в отрасли (способствующий притоку конкурентов).
Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация производства; диверсификация структуры сбыта; создание и актуализация базы данных возможных потребителям продукции, их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении; активное использование всех форм маркетинга; вертикальная интеграция "вверх", обмен акциями с традиционными потребителями и приобретение их акций; Поиск технологий и методов улучшения качества продукции; разработка долгосрочной стратегии производства и информирование о ней потенциальных потребителей; освоение гибких технологий производства, допускающих переключение на другие виды продукции; освоение гибких технологий маркетинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка.
5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию.
Причины: принятие решения потребителем об использовании предназначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.
Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей; неравномерное и неожиданное повышение цен отдельными предприятиями; низкая правовая культура руководителей; слабость хозяйственного арбитража.
Рекомендуемые методы минимизации: наиболее распространенный – предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот достаточно примитивный способ снижения риска является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кризис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв иди снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции. Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров. По нашему мнению, создание и поддержание системы третейского контроля за выполнением договоров должны стать одной из важных задач городской администрации.
6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат).
Причины: несоответствие продукции требованиям к её качеству; невозможность использования потребителем продукции данного качества; решение потребителя о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.
Факторы риска: нестабильность общей социально-экономической обстановки; излишняя концентрированность выходных потоков предприятия на малом числе потребителей; низкая степень культуры и правового сознания руководителей.
Рекомендуемые методы минимизации: в целом те же методы, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенности на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить данные: о реальных и возможных потребителях продукции; о профильных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях; о продукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для товаров конечного потребления - типологию потребителей, структура сегментов рынка, ее динамика и т.д.); о поставщиках необходимых материалов и оборудования; об освоенных на предприятиях-поставщиках технологиях; об остальных видах продукции этих предприятий, потребителях этой продукции, а также о необходимых исходных материалах. Таким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес-информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с другими предприятиями) сеть информаторов.
7. Риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов.
Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств; неблагоприятные погодные условия; несоблюдение технологии; технические аварии; забастовки; переход квалифицированных кадров на другие предприятия.
Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен; уровень предпринимательской активности в регионе и диапазон социального неравенства; недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий.
Рекомендуемые методы компенсации: развитие технологической базы; проведение НИОКР в сфере технологии производства; разработка стратегии технологического развития и технологической безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегий предприятия; увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями; создание системы технико-экономического резервирования ресурсов.
8. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.
Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды; неумение осуществлять рыночный мониторинг; отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэкономических факторов.
Факторы риска: низкий уровень управления предприятием; отсутствие квалифицированных менеджеров; недостаточные затраты на НИОКР в области обеспечения и совершенствования управления
Рекомендуемые методы минимизации: резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию; создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений; выделение средств на эти цели в составе статей распределения прибыли или кредитных средств; приглашение профессиональных консультантов по маркетингу и управлению; повышение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.
9. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
Причины: неблагоприятное впечатление инвесторов или кредиторов относительно перспектив и возможностей предприятия; неожиданная утечка негативной информации; публикация порочащих предприятие сведений и данных; резкое падение курса акций предприятия в результате биржевой игры; выступления потребителей с критикой продукции предприятия.
Факторы риска: утрата контроля за "имиджем" предприятия; активные действия недобросовестных рыночных конкурентов; низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание "марки" фирмы.
Рекомендуемые методы минимизации: организация целенаправленного маркетинга, в том числе всестороннего информирования потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о предприятии в целом. Для акционированных предприятий маркетинг фирмы должен предусматривать программу индивидуальной работы с акционерами, в особенности внешними, в целях поддержания их благоприятного отношения к предприятию. Известно, что 1 руб., вложенный в маркетинг (в пределах разумной сметы затрат), дает 100%-ный прирост прибыли. Если потребность и платежеспособный спрос на продукцию предприятия являются достаточно устойчивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного вида производства. Поэтому для внезапной отмены уже принятых решений о выделении инвестиций нужны серьезные основания, скорее всего связанные с разочарованием в уровне, квалификации и добросовестности (а иногда и недобросовестности) кадров инвестируемого предприятия.
Список используемой литературы.
1. Бляхман Л. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента.-СПб.: Издательство Михайлова В. А.,1999.-379С.
2. Виханский О. С. Менеджмент-М.: Гардарики,2001.-528С.
3. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент.-М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 288С.
4. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности.-СПб.: ЗАО «Информационное агенство «Кредитреформа-Санкт-Петербург»», 2000.-160С.
Другие материалы из раздела Финансы
Предыдущее: | Рынок акций крупнейшего газового монополиста в России |
Следующее: |
Понятие и виды лизинга |
Лучшее по просмотрам: | Методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия |