EKportal.ru // СТАТЬИ // Финансы // Риски предприятий и их минимизацияКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Риски предприятий и их минимизация

Автор: ekportal.ru
Дата: 2008-12-13 13:12

В современной, быстро изменяющейся высококонкурентной окружающей среде, предприятиям необходимо уделять особое внимание возможным рискам и  их минимизации.  Заметим, что риск – это характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность, либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах.

Выделим наиболее важные виды хозяйственных и финансовых рисков в деятельности предприятия, а также некоторые ре­комендуемые меры по минимизации риска в деятельности предприятия.

1. Риск нереализации профильной технологии предприятия из-за незаключения договора на поставку исходных продуктов.

Причины: отказ традиционных поставщиков от заключения догово­ров; неприемлемые для предприятия условия договора (в том числе це­ны); переход традиционных поставщиков на выпуск другой продукции; невозможность закупки на мировом рынке из-за сложностей таможенно­го законодательства, отсутствия валюты и т.д.

Факторы риска: чрезмерная концентрация входных материальных потоков на ограниченном количестве поставщиков, недиверсифицированность поставок; нестабильность общей социально-экономической ситуации; принятие поставщиками стратегии "максимальная прибыль сегодня -любыми средствами".

Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация производст­ва путем расширения числа используемых или готовых к использованию технологий и видов продукции; диверсификация поставок; постоянный сбор и актуализация информации о возможных поставщиках, их намере­ниях, осваиваемых технологиях и социально-экономической ситуации вокруг них; установление некоммерческих связей с реальными и потен­циальными поставщиками; вертикальная интеграция "вниз" и квазиин­теграция, т.е. объединение отдельных функций управления; приобрете­ние предприятием акций предприятий-поставщиков; расширение и под­держание личных контактов с поставщиками; подготовка кредитных ли­ний на случай необходимой предоплаты; создание страхового резерва исходных продуктов.

2. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заклю­ченных договоров о поставке.

Причины: непредвиденная ситуация у поставщиков; техническая не­возможность производства необходимой для предприятия продукции: не­возможность выполнения условий договора; принятие решения постав­щиком о разрыве договора и смене потребителя; принятие решения по­ставщиком об изменении условий договора - сроков, цен, объемов, требо­ваний к качеству поставляемой продукции; аварийность на транспорте.

Факторы риска: общая нестабильность социально-экономической ситуации; отсутствие традиции обязательности общеправовых и кон­трактных условий; неравномерность темпов инфляции; всплески роста цен в отдельных отраслях и регионах; неравномерность динамики дохо­дов различных слоев населения; недостаточность средств у предприятия для компенсации повышения цен поставщиком.

Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация поставок; расширение состава поставщиков; создание финансовых резервов или организация "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных за­трат; прогнозирование динамики цен; вовлечение традиционных постав­щиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций; создание страховых запасов исход­ных материалов; заблаговременная разработка системы функционирова­ния предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков.

3. Риск невозвращения предоплаты поставщиком.

Причины: те же, что и в случае риска невыполнения договоров постав­ки, а также решение поставщика о временном или окончательном присвоении полученных и качестве предоплаты сумм; невозможность их выплаты данному предприятию но причине использования до срыва договора.

Факторы риски: кризисная ситуация во взаиморасчетах предприятия, слабость хозяйственною арбитража и законодательной базы, низкая правовая культура управления; гипертрофированное стремление предприятий к абсолютной минимизации риска (откуда и возникает требова­ние предоплаты); отсутствие развитой системы страхования хозяйствен­ных и финансовых операций.

Рекомендуемые методы минимизации: некоммерческая интеграция; покупка и обмен акциями с поставщиком; установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика; создание региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования; привлечение независимых организаций (банков, страховых обществ, фондов) в качестве гарантов сделок; развитие залоговых сделок.

4. Риск незаключения договоров на реализацию производствен­ной продукции (риск нереализации произведенной продукции).

Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции; замещение данной продукции продукцией других пред­приятий; моральный износ продукции; переключение спроса; снижение спроса ввиду изменения структуры бюджета или снижения доходов по­требителей; изменение производственного профиля или специализации традиционных потребителей продукции; отсутствие у предприятия пол­ной информации о данном сегменте рынка.

Факторы риска: технический прогресс, появление новых техноло­гий; экономическая рецессия (спад), вытеснение высокоразвитых техно­логий более простыми; зависимость результатов принимаемых потреби­телем решений от " личных" условий договора (попросту говоря, взят­ки); изменение условий импорта, облегчающее ввоз иностранной про­дукции; активизация маркетинговой деятельности конкурентов; резкий рост объемов и рентабельности производства в отрасли (способствую­щий притоку конкурентов).

Рекомендуемые методы минимизации: диверсификация производст­ва; диверсификация структуры сбыта; создание и актуализация базы данных возможных потребителям продукции, их деятельности, намере­ниях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении; ак­тивное использование всех форм маркетинга; вертикальная интеграция "вверх", обмен акциями с традиционными потребителями и приобрете­ние их акций; Поиск технологий и методов улучшения качества продук­ции; разработка долгосрочной стратегии производства и информирова­ние о ней потенциальных потребителей; освоение гибких технологий производства, допускающих переключение на другие виды продукции; освоение гибких технологий маркетинга, позволяющих легко подклю­чаться к новым секторам рынка.

5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию.

Причины: принятие решения потребителем об использовании пред­назначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.

Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей; неравно­мерное и неожиданное повышение цен отдельными предприятиями; низкая правовая культура руководителей; слабость хозяйственного арби­тража.

Рекомендуемые методы минимизации: наиболее распространенный – предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот доста­точно примитивный способ снижения риска является, по нашему мне­нию, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кри­зис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв иди снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухуд­шение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции. Для отдельного предприятия не­обходимость предоплаты существенно ограничивает возможность при­обретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйствен­ного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между про­изводственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным пред­ставляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрест­ного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, на­конец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдаю­щих) условия договоров. По нашему мнению, создание и поддержание системы третейского контроля за выполнением договоров должны стать одной из важных задач городской администрации.

6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им про­дукции (возврат).

Причины: несоответствие продукции требованиям к её качеству; не­возможность использования потребителем продукции данного качества; решение потребителя о переключении на другой вид продукции или на  другого поставщика.

Факторы риска: нестабильность общей социально-экономической обстановки; излишняя концентрированность выходных потоков пред­приятия на малом числе потребителей; низкая степень культуры и пра­вового сознания руководителей.

Рекомендуемые методы минимизации: в целом те же методы, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенно­сти на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены от­дельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчерк­нуть необходимость создания и ведения максимально полной базы дан­ных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить данные: о реальных и возможных потребителях продукции; о профиль­ных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях; о про­дукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для то­варов конечного потребления - типологию потребителей, структура сег­ментов рынка, ее динамика и т.д.); о поставщиках необходимых матери­алов и оборудования; об освоенных на предприятиях-поставщиках тех­нологиях; об остальных видах продукции этих предприятий, потребите­лях этой продукции, а также о необходимых исходных материалах. Та­ким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес-информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с дру­гими предприятиями) сеть информаторов.

7. Риск срыва собственных производственных планов или инно­вационных проектов.

Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств; небла­гоприятные погодные условия; несоблюдение технологии; технические аварии; забастовки; переход квалифицированных кадров на другие пред­приятия.

Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен; уровень предпринимательской активности в регионе и диапазон со­циального неравенства; недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий.

Рекомендуемые методы компенсации: развитие технологической ба­зы; проведение НИОКР в сфере технологии производства; разработка стратегии технологического развития и технологической безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегий предприятия; увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями; создание системы технико-экономического резервирования ресурсов.

8. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения не­правильных исходных данных.

Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и сис­темы непрерывного прогнозирования рыночной среды; неумение осуще­ствлять рыночный мониторинг; отсутствие эффективной методики про­гнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэко­номических факторов.

Факторы риска: низкий уровень управления предприятием; отсутствие квалифицированных менеджеров; недостаточные затраты на НИОКР в области обеспечения и совершенствования управления

Рекомендуемые методы минимизации: резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию; создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и при­нятия стратегических решений; выделение средств на эти цели в соста­ве статей распределения прибыли или кредитных средств; приглашение профессиональных консультантов по маркетингу и управлению; повы­шение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.

9. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.

Причины: неблагоприятное впечатление инвесторов или кредиторов относительно перспектив и возможностей предприятия; неожиданная утечка негативной информации; публикация порочащих предприятие сведений и данных; резкое падение курса акций предприятия в результа­те биржевой игры; выступления потребителей с критикой продукции предприятия.

Факторы риска: утрата контроля за "имиджем" предприятия; актив­ные действия недобросовестных рыночных конкурентов; низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание "марки" фирмы.

Рекомендуемые методы минимизации: организация целенаправлен­ного маркетинга, в том числе всестороннего информирования потенци­альных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о предприятии в целом. Для акционированных предприятий маркетинг фирмы должен предусматривать программу ин­дивидуальной работы с акционерами, в особенности внешними, в целях поддержания их благоприятного отношения к предприятию. Известно, что 1 руб., вложенный в маркетинг (в пределах разумной сметы затрат), дает 100%-ный прирост прибыли. Если потребность и платежеспособ­ный спрос на продукцию предприятия являются достаточно устойчивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного вида производства. Поэтому для внезапной отмены уже приня­тых решений о выделении инвестиций нужны серьезные основания, ско­рее всего связанные с разочарованием в уровне, квалификации и добро­совестности (а иногда и недобросовестности) кадров инвестируемого предприятия.

Список используемой литературы.

1. Бляхман Л. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента.-СПб.: Издательство Михайлова В. А.,1999.-379С.

2. Виханский О. С. Менеджмент-М.: Гардарики,2001.-528С.

3. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент.-М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 288С.

4. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности.-СПб.: ЗАО «Информационное агенство «Кредитреформа-Санкт-Петербург»», 2000.-160С.


Другие материалы из раздела Финансы
Предыдущее:Рынок акций крупнейшего газового монополиста в России
Следующее: Понятие и виды лизинга
Лучшее по просмотрам:Методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.