EKportal.ru // СТАТЬИ // Предпринимательство // Малое и среднее предпринимательство в РоссииКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Малое и среднее предпринимательство в России

Автор: Потехин И. А.
Дата: 2009-01-13 09:44

В процессе модернизации российского общества первоочередной задачей является создание необходимых условий для изменения всей экономической системы с целью ее более эффективного функционирования и обеспечения устойчивого роста. В решении указанных проблем важное значение придается развитию малого и среднего бизнеса , процессу моделирования и совершенствования эффективности его производственной деятельности, а также методам ее измерения. Современный менеджер обязан ориентироваться в тонкостях управления малым и средним предприятием, а также владеть приемами по его основанию и выживанию в реальных условиях и в соответствии с законодательством. Именно этим проблемам и посвящена данная статья.

Мировая практика свидетельствует о том, что информация о малых и средних предприятиях собирается и публикуется по размерным группам предприятий (численности занятых в них). В российской официальной практике существует только определение субъектов малого предпринимательства, а понятия среднего бизнеса нет. Группировки статистических данных по размерным группам почти не рассчитываются и не публикуются. Между тем имеющиеся данные за 2005 год показывают, что особенности экономического положения и поведения предприятий разного размера значительно отличаются, в том числе и в России.

Так, по данным за 2005 г., малые предприятия стараются привлекать клиентов более низкими ценами и особенно лучшим обслуживанием, в то время как более крупные – качеством товаров и своими особыми новинками.

Размеры сильно коррелируют с историей предприятия и имеющимися у него ресурсами. Микропредприятия с числом сотрудников до 5 человек в среднем почти в 5 раз чаще возникли заново и не являются продолжением какого – то другого бизнеса, чем предприятия с занятостью 250 – 500 человек.

В частности, поэтому для небольших предприятий гораздо реже является проблемой состояние оборудования (если они его вообще используют). С другой стороны, с увеличением размеров предприятий растет масштаб применения усовершенствованных технологий – хотя по имеющимся данным число случаев использования уникальных технологий от размера предприятия зависит мало.

Предприятия разного размера резко различаются по наличию, истории приобретения и типу прав на недвижимость (см. рис. 1) 1. Значительно коррелирует с размерами предприятий их поведение в области финансов и фактическое финансовое положение.

В среднем, чем меньше предприятие, тем реже оно имеет задолженности и тем чаще оно развивается, используя в основном собственные средства.

Структура источников финансирования мелких и более крупных предприятий значительно различается, и это отражает не только трудности в получении банковских кредитов, но и определенную систему ценностей микропредприятий (см. рис.2)1.

Разнообразные оценки масштаба теневой деятельности предприятий показывают, что с ростом размера предприятия этот масштаб сильно уменьшается. Еще одна особенность российского малого бизнеса – это преимущественно женское занятие. В частности, доля женщин – руководителей малых и средних предприятий с ростом размера предприятий неуклонно уменьшается от почти 70% (микропредприятия с занятостью до 5 человек) до 10% (предприятия с 250-500 работающими) 2.

Таким образом, размер предприятия – это важный аспект анализа состояния предпринимательства и экономики в целом, не менее существенный, чем, например, отраслевой разрез. Его учет целесообразен как при организации статистического наблюдения, так и при разработке политики.  Помимо специфических различий, малые и средние предприятия имеют одну общую проблему – административный заслон государства. Он проявляется уже на первом этапе организации бизнеса – на этапе регистрации. Со временем, накопив опыт ведения дел в новых условиях при имеющихся административных препятствиях, предприниматели создали рынок по их преодолению.

Приведем описание ситуации по данному вопросу сегодня: «Бюрократическая нагрузка» и малый и средний бизнес находятся в «перпендикулярном отношении и не вмешиваются в дела друг друга, невозможно не придти к заключению о желательности такого положения как ориентира, «целевой модели». В то же время, количественное измерение приводит к выводу о том, что общепринятые представления о непомерной «бюрократической нагрузке» на малый и средний бизнес, по крайней мере, несколько преувеличены. Так, исследование 2002 года, по времени предшествовавшее принятию пакета «антибюрократических» нормативных документов, показало, что в среднем регистрация предприятия заняла 49 человеко – дней рабочего времени, стоила официально 235 долларов, а всего пришлось заплатить 357 долларов. Для деятельности 32% предприятий не требовались какие – либо лицензии и разрешения. Для остальных получение нужных лицензий заняло 47 человеко – дней рабочего времени, стоило официально 494 доллара, всего 576 долларов.

Подавляющее большинство (81%) опрошенных предприятий не вело внешнеэкономическую деятельность. Для остальных получение первоначальных документов, необходимых для того, чтобы начать внешнеэкономическую деятельность, заняло в среднем 60 человеко – дней рабочего времени, стоило официально 275 долларов и всего 725 долларов. Для получения текущих разрешений и решения с органами власти вопросов, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности, этим предприятиям каждый месяц требовалось затратить 19 человеко – дней рабочего времени, заплатить официально 171 доллар, и всего 330 долларов. Примечательно также, что сформировавшийся уже давно рынок услуг «по преодолению административных барьеров» демонстрирует значительную эффективность. Это показали исследования, проведенные журналом «Общество и экономика» в 2002 году в 10 регионах России.

В выбранных регионах был проведен опрос руководителей малых предприятий с целью получить количественные оценки затрат времени и денег на всех этапах процедуры регистрации и ликвидации предприятия. В результате были получены детальные данные о денежных затратах и трудоемкости прохождения каждого из этапов процедуры регистрации и ликвидации, а также каждой из процедур в целом. Оценки получены в различных вариантах, как для случая, когда регистрация (ликвидация) была целиком выполнена «под ключ» (см. рис. 3) 1 сторонними юридическими или физическими лицами, так и для случая, когда сотрудники или учредители предприятия лично участвовали на всех или некоторых этапах. На основе этих данных можно получить интегральные оценки сложности процедуры регистрации, а также такого процесса как ликвидация ООО. Для этого можно оценить стоимость затраченного рабочего времени на основе примерной средней заработной платы в регионе. Далее эту условную сумму можно сложить с суммой денег, фактически затраченной на регистрацию (ликвидацию). Можно проделать и обратную операцию, пересчитав затраченные деньги в рабочие дни. Последняя оценка позволяет сгладить региональные различия в уровне заработной платы и оценить фактическую трудоемкость преодоления административных барьеров 3. Практический вывод: сложность процедуры регистрации в том или ином регионе можно с достаточной точностью оценить рыночной стоимостью услуги по регистрации предприятия.

В заключение статьи необходимо сделать вывод о том, что рассматриваемая проблема имеет «приземленный» характер, и все ее нюансы опробованы реальными людьми на практике, которые надо учитывать всем будущим и настоящим предпринимателям в организации своего дела или в поведении уже действующего предприятия.

Список литературы:

1. Графики 1, 2, 3 основаны на данных из Российского статистического ежегодника 2005г с.345 – 347, с. 465 – 466, с.124 – 125.

2. Долгорукова, И.В. Без женщин жить нельзя / И.В. Долгорукова // Российское предпринимательство. – 2005. - № 3 – с. 107 – 110.

3. Шабанова, М.А. Особенности правового сознания и поведения нового поколения российского бизнес – сообщества / М.А. Шабанова // Общество и экономика. - № 5 – с. 183 – 185.


Другие материалы из раздела Предпринимательство
Предыдущее:
Следующее: Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.