EKportal.ru // СТАТЬИ // Экономическая теория // Категория интеллектуального капитала в экономической теорииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Категория интеллектуального капитала в экономической теории

Автор: Свиридова Ж. А.
Дата: 2009-02-03 11:08

Знания становятся ведущим ресурсом, создающим стоимость компаний и обеспечивающим их экономический рост. Инвестиции предприятий в образование, квалификацию сотрудников, информационные технологии ежегодно увеличиваются. Современная теория экономического роста признает интеллектуальный капитал в качестве главного фактора роста. Что же представляет собой понятие интеллектуальный капитал?

Категория интеллектуального капитала возникла в результате стремления к более полному учету основных факторов, участвующих в производстве на информационной стадии развития экономики, наряду с физическим капиталом и трудом. Становясь в один ряд с другими факторами производства, интеллектуальный капитал нуждается в детальном исследовании. Эта форма капитала занимает соответствующее место в системе смежных (соподчиненных и однопорядковых) категорий: природный, вещественный человеческий капитал.

В 1969 году Дж. К. Гэлбрейт определил термин «интеллектуальный капитал» как нечто большее, чем «чистый интеллект» человека, и включающее определенную интеллектуальную деятельность. С тех пор определение интеллектуального капитала многократно корректировалось и дополнялось [1].

Проведем небольшой обзор существующих точек зрения на определение интеллектуальный капитал. По мнению Э. Брукинга, «Интеллектуальный капитал – это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компаний не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» [2]. Приведенная оценка дана с позиции практика, активно использующего в творческой деятельности нематериальные активы оценка и управление которыми реально осуществимо. 

По мнению К. Брадли, профессора международного менеджмента в Школе бизнеса Открытого университета: «Интеллектуальный капитал – это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям»

Иноземцев В. Л. определяет интеллектуальный капитал следующим образом «информация и знания, эти специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала». Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга аккумулирующие научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы». Составные части интеллектуального капитала, согласно точке зрения В.Л. Иноземцева : первое – человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта знаний навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе – структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети [3].

Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б. Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики.  Главная функция интеллектуального капитала – существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления. Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал, по мнению Леонтьева Б. Б., это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке [4].

Современное толкование этого термина имеет истоки в практике менеджмента. Популярным этот термин сделал Томас Стюарт, редактор журнала Fortune, чья статья «Мозговая сила» послужила катализатором для освоения темы интеллектуального капитала теоретиками и практиками менеджмента. По его мнению, «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал».

Природа капитала, его сущность приковала к себе внимание экономической мысли на протяжении столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений люди по разному отвечают на вопрос о том, что такое интеллектуальный капитал.

Сущность интеллектуального капитала как экономической категории можно определить как систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов.

Список использованной литературы:

1.  Гилбрейт Д. Экономические теории и цели общества/ Под ред. Акад. Н. Н. Иноземцева. – М.: Прогресс, 1979. – 406 с.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ., под ред. Л. Н. Ковачин. – Питер, 2001 – 288 с.

3. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества – М.: «Academia» - «Наука», 1998 – 640с.

4. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Издательский центр «Акционер», 2002 – 200 с.


Другие материалы из раздела Экономическая теория
Предыдущее:Основные проблемы регулирования региональных рынков
Следующее: Сущность и содержание конкуренции
Лучшее по просмотрам:Теории государственного регулирования экономики
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.