Для того, что бы дать полное представление об управлении качеством необходимо, в первую очередь, проанализировать высказывания различных авторов, относительно этого понятия. Трудность формирования ясной и научно обоснованной терминологии обусловлена тем, что она зависит от научного уровня, концепции и методологии в области качества. Эти три составляющие образуют теоретическую базу качества, а их разработка и совершенствование – взаимосвязанные процессы. Поэтому трудно сформулировать определение качества, не выяснив сущность качества и принцип его обеспечения. Как утверждает Каблашова И.В. - «качество проявляется в отношениях к нему потребителей и зависит от того, насколько свойства удовлетворяют эти потребности» [1].
Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в его энциклопедии философских наук, гласит: «Качество, есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость…», «Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что есть…» Иначе говоря, качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия [2].
Проанализируем зарубежных учёных, занимающихся вопросами качества.
Ф. Кросби даёт такое определение – «Качество – это соответствие требованиям. Качество продукции или услуги эквивалентно, потому, что все измерения или точнее все изменённые характеристики продукции соответствуют установленным технологическим требованиям» [1].
В то время как Э. Деминг утверждает, что «Качество должно определяться в терминах удовлетворённости потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворённости потребителя и может быть определено только в терминах конкретного лица».
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" отражает, что «Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество – это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и технологическому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя» [3].
К Исикава формулирует своё представление о качестве таким образом: «В узком смысле слова, качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей». А. Шухарт утверждает, что «Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй – с тем, что субъект думает чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену» [3].
Каждый автор имеет собственное представление о качестве, отражая его в своей теории, поэтому анализировать определения необходимо в соответствии с определённой теорией.
Из всех представленных понятий наиболее полным является определение В. Шухарта, так как он затрагивает два взаимосвязанных аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).
Наиболее коротко представление о качестве даёт Ю.П. Адлер : «Качество – это то, что удовлетворяет потребителя». Хотя, можно заметить, что определение Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений [].
Таким образом, имея представление о понятии качества, можно сформулировать определение управления качеством .
Международная организация по стандартизации определяет управление качеством (стандарт ИСО-8402) как действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.
Профессор Глудкин О.П. считает, что управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.
Леонов И. Г. в своей книге «Управление качеством продукции» даёт такое определение: «Управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей» [4].
Анализируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод о том, что управление качеством – это чёткое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение качества.
Список литературы
1. Каблашова И.В. Всеобщее управление качеством (TQM). Воронеж: ВГТУ, 2000. – 48 с.
2. Долинская М.Т. Качество и конкурентоспособность продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 284 с.
3. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. - М.: Радио и связь, 2001. – 600 с.
4. Леонов И. Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 218 с.
Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее: | Концептуальная модель системы менеджмента качества современного предприятия |
Следующее: |
Методы учета влияния изменений качества продукции на размер цены реализации |
Лучшее по просмотрам: | Понятие и принципы TQM |