EKportal.ru // СТАТЬИ // Управление качеством // Понятие и сущность управления качеством на предприятииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Понятие и сущность управления качеством на предприятии

Автор: ekportal.ru
Дата: 2009-02-18 12:36

Для того, что бы дать полное представление об управлении качеством необходимо, в первую очередь,  проанализировать высказывания различных авторов, относительно этого  понятия. Трудность формирования ясной и научно обоснованной терминологии обусловлена тем, что она зависит от научного уровня, концепции и методологии в области качества. Эти три составляющие образуют теоретическую базу качества, а их разработка и совершенствование – взаимосвязанные процессы. Поэтому трудно  сформулировать определение качества, не выяснив сущность качества и принцип его обеспечения. Как  утверждает Каблашова И.В. -  «качество проявляется в отношениях к нему потребителей и зависит от того, насколько свойства удовлетворяют эти потребности» [1].

Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в его энциклопедии философских наук, гласит: «Качество, есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость…», «Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что есть…» Иначе говоря, качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия [2].

Проанализируем зарубежных учёных, занимающихся вопросами качества.

Ф. Кросби даёт такое определение – «Качество – это соответствие требованиям. Качество продукции или услуги эквивалентно, потому, что все измерения или точнее все изменённые характеристики продукции соответствуют установленным технологическим требованиям» [1].

В то время как Э. Деминг утверждает, что «Качество должно определяться  в терминах удовлетворённости потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворённости потребителя и может быть определено только в терминах конкретного лица».

Известный американский специалист в области качества продукции  А. Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" отражает, что «Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество – это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и технологическому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя» [3].

К Исикава формулирует своё представление о качестве таким образом: «В узком смысле слова, качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей». А. Шухарт утверждает, что «Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй – с тем, что субъект думает чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену» [3].

Каждый автор имеет собственное представление о качестве, отражая его в своей теории, поэтому анализировать определения необходимо в соответствии с определённой теорией.

Из всех представленных понятий  наиболее полным является определение  В. Шухарта, так как он затрагивает два взаимосвязанных аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).

Наиболее коротко представление о качестве даёт Ю.П. Адлер : «Качество – это то, что удовлетворяет потребителя». Хотя, можно заметить, что определение Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений [].

Таким образом, имея представление о понятии качества, можно сформулировать определение управления качеством .

Международная организация по стандартизации определяет управление качеством (стандарт ИСО-8402) как действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества.

Профессор Глудкин О.П. считает, что управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Леонов И. Г. в своей книге «Управление качеством продукции» даёт такое определение: «Управление качеством на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей» [4].

Анализируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод о том, что управление качеством – это чёткое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение качества.

Список литературы

1. Каблашова И.В. Всеобщее управление качеством (TQM). Воронеж: ВГТУ, 2000. – 48 с.

2. Долинская М.Т. Качество и конкурентоспособность продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 284 с.

3.  Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. - М.: Радио и связь, 2001. – 600 с.

4. Леонов И. Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 218 с.


Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее:Концептуальная модель системы менеджмента качества современного предприятия
Следующее: Методы учета влияния изменений качества продукции на размер цены реализации
Лучшее по просмотрам:Понятие и принципы TQM
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.