EKportal.ru // СТАТЬИ // Экономическая теория // Сущность и содержание конкуренцииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Сущность и содержание конкуренции

Автор: ekportal.ru
Дата: 2009-04-13 14:33

Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок Рынок является определенной формой хозяйственной связи между производителем и потребителем, посредством которой совершается купле продажа товара. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяютвзаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Оно настолько многогранно, что не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная черта, свойство производства, так и способ развития. Конкуренция - это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.


Итак, конкуренция - борьба за какое-либо благо, “естественный отбор” более удачливых, расчетливых и т.д. участников рыночного процесса. Рассмотрим виды конкуренции, ее функции и стратегии,  с помощью которых предприятие может добиться успеха на рынке, а также методы конкуренции.  Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов:

1) Функциональная конкуренциявозникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Ее необходимо учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

2) Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

3) Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. Содержание конкуренции раскроем через ее функции:

1) Функция регулирования заключается в том, что предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2) Функция мотивации состоит в том, что для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно - предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают доход и продолжают развиваться (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке вытесняются с рынка (негативные санкции).

3) Функция распределения характеризуется тем, что  конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4) Функция контроля объясняется тем, что конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену, но в то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип “оптимальной интенсивности конкуренции” в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что: - технический прогресс изделий быстро внедряется (инновация под давлением) при конкуренции предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям, например, склонности потребителей(адаптация под давлением конкуренции). Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивности конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с “широкой” олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. “Узкая” олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции. В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции; - предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Таким образом,  конкуренция бывает трех видов (функциональная, видовая, предметная), каждый из которых, по сути, представляет собой борьбу практически взаимозаменяемых товаров. Разница заключается в качестве продукции, которое может быть практически одинаковым. У продукции, созданной для одинаковых целей, могут быть разные параметры строения. Функции конкуренции заключаются в том, что производитель должен принимать во внимание все пожелания покупателей, т. к. именно от него зависит прибыль предприятия.


Другие материалы из раздела Экономическая теория
Предыдущее:Категория интеллектуального капитала в экономической теории
Следующее: Монополия: понятие, сущность и виды
Лучшее по просмотрам:Теории государственного регулирования экономики
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.