EKportal.ru // СТАТЬИ // Бизнес-планирование и инвестиции // Инвестиции как источник формирования факторов производства в корпорациях оборонной промышленностиКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Инвестиции как источник формирования факторов производства в корпорациях оборонной промышленности

Автор: ekportal.ru
Дата: 2009-08-03 10:15

Функционирование корпораций оборонной промышленности основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности. В рыночном товарообороте факторов производства есть свои особенности, хотя в целом и здесь действует механизм конкурентного равновесия цен. За производственными ресурсами, вовлекаемыми в хозяйственную деятельность, всегда стоят их собственники (земли, капитала, труда, знаний и т.д.), и ни один из них не передаст безвозмездно право использования того или иного ресурса другим лицам. Поэтому движение основных элементов производства, их присвоение, распоряжение ими и использование затрагивает более глубинные общественно-экономические отношения.

Для последних десятилетий характерным является рост ресурсных затрат и как результат – снижение доходности от их использования. Растут цены на землю, энергоносители, сырье, увеличивается заработная плата. Все это приводит к изменению поведения людей и фирм в мире экономике, побуждает их находить заменители удорожающихся ресурсов и пути снижения издержек производства.

Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, то есть та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления. Производство – это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить, и того, из чего будут производить.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу человека, предмет труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный фактор производства и вещественный фактор. Личный фактор представляет собой рабочую силу как совокупность физических и духовных способностей человека к труду. В качестве вещественного фактора выступают средства производства. Организация производства предполагает согласованное функционирование этих факторов.

Маржиналистская (неоклассическая, западная) теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. Здесь из материального фактора выделяются в особый фонд природные условия. При этом термин "земля" употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает одним важным свойством - ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи. При этом имеется в виду отдача в количественном выражении или убывающей доходности. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При прочих равных условиях непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи.

Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Труд становится более квалифицированным, увеличивается время на профессиональную подготовку кадров, повышаются производительность и интенсивность труда. Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. На повышение производительности труда оказывают влияние самые различные факторы.

Капитал является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других – с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс – как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход. Вне движения и средства производства и деньги представляют собой мертвые тела.

Предпринимательская деятельность рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.

Предприниматель – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель выступает как посредник, комбинирующий по своему усмотрению факторы производства.

Объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться с появлением кредита и наиболее рельефно обнаруживаться с развитием акционерных обществ. В условиях корпоративной экономики собственность как юридический фактор утрачивает свои распорядительные функции. Роль собственности становится все более пассивной. Собственник владеет лишь клочком бумаги. Ответственность за результаты деятельности несет менеджер. Им движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Различие в классификации факторов производства между марксистской и западной экономической теорией обусловлено классовым подходом к анализу естественного производства. Приведенная классификация является подвижной. На уровень и эффективность производства оказывают все большее влияние современная наука, информационный и экономический факторы. Возрастающее значение приобретает экологический фактор производства, который выступает либо в качестве импульса экономического роста, либо ограничения его возможностей в связи с вредностью технологии.

В конкретных производствах его элементы применяются в разнообразном сочетании и в разнообразных пропорциях. Такая взаимозаменяемость и количественная переменность типичны для современного производства и связаны с ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования  - с другой.

В реальной жизни предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Множественность комбинаций обусловлена научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. Производство подвижно. В нем постоянно совершаются большие и малые революции в технике, технологии, организации труда. Фирма находится в постоянном поиске наиболее рациональных решений. Что дает больший эффект, – "вложения в человеческий фактор или в рост средств производства" (капитал)? Как отразится на издержках и доходах фирмы увеличение фактора А и уменьшение фактора Б? При этом надо учитывать и постоянные изменения цен на производственные ресурсы.

В нашем исследовании основное внимание в дальнейшем будет уделено такому фактору производства, как капитал. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Земля, труд и предпринимательская деятельность не являются в настоящее время критичными факторами по отношению к производству. То есть в России много земли и ее перераспределение зачастую осуществляется без учета ее влияния на производство. Свобода на рынке труда фактически провоцирует заниженную оценку самих работников, что свидетельствует о достаточно спокойном отношении предпринимателей к данному фактору производства. Русский человек всегда славился своей смекалкой и способностью к риску, что в настоящее время фактически является признаками успешного предпринимателя. Тем не менее любой сообразительный человек без достаточного капитала не сможет начать свою предпринимательскую деятельность. Таким образом, капитал – в настоящее время в переходной экономике России - является одним из главных факторов производства.

В этой связи возникает методологическая проблема отождествления капитала и пассивов как источников финансирования деятельности любого хозяйствующего субъекта. Мы склоняемся к мысли, что пассивы являются частным случаем воплощения капитала, то есть употребление термина "пассивы" как заменителя термина "капитал", на наш взгляд, нецелесообразно, хотя обратное даже уместно. Таким образом, можно сказать, что капитал, являясь важным фактором производства, в практической деятельности находит свое воплощение в источниках финансирования деятельности корпораций оборонной промышленности.

Основными источниками финансирования КОП в настоящее время являются:

  • собственные средства предприятий и организаций оборонной промышленности;
  • бюджетные средства;
  • кредиты;
  • внебюджетные средства.

Вступление оборонного комплекса в период радикальных рыночных преобразований сделало особо актуальной проблему его финансирования. Деятельность предприятий в условиях рыночных отношений предполагает функционирование и расширение производства на базе собственных финансовых источников накопления. По сути, с началом рыночных реформ в государственной инвестиционной политике был взят курс на снижение объемов и доли бюджетного финансирования капитальных вложений. По мнению сторонников рыночных реформ, это снижение должно было компенсироваться инвестициями непосредственных производителей за счет их возрастающих финансовых накоплений. Однако в оборонном комплексе этого не произошло. Основной причиной является крайне сложное финансовое положение КОП, в которое они попали в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, к началу рыночных реформ оборонный комплекс был подвержен крупномасштабной конверсии, которая предполагала резкое сокращение оборонных программ. Кроме того, процесс конверсии развивался крайне хаотично, сопровождался снятием военных заказов без заблаговременного оповещения предприятий-производителей, а также деформацией в планировании показателей оборонного заказа.

Нарушение соотношений стоимостных пропорций и номенклатуры заказываемых работ и изделий привели к тому, что объем производимой военной продукции существенно превышал объем, соответствующий ассигнованиям из бюджета на эти цели.

Результатом производства незаказываемой продукции, которая реально не могла быть выкуплена, а затраты на нее соответственно компенсированы предприятием, явилось отвлечение собственных оборотных средств. Предприятия были поставлены в финансовый тупик: с одной стороны, запасы товарно-материальных ценностей, которые в силу своей специфичности не могли быть использованы в гражданском производстве, с другой – огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в силу ненужности последней не имело экономического смысла.

Во-вторых, одноразовый отпуск цен в январе 1992 г. обесценил и без того скудные финансовые средства предприятий. Дефицит финансовых средств у предприятий оборонного комплекса особенно усугубился в результате постоянного несоответствия между регулируемыми ценами на продукцию ОК и свободными ценами на основную часть материально-технических ресурсов. Кроме того, возможности предприятий комплекса по наращиванию прибыли за счет ценового фактора были существенно снижены ограничением цены на продукцию оборонного заказа рентабельностью в 25%.

Таким образом, в силу указанных причин, предприятия оборонного комплекса начиная с 1992 г. фактически оказались неспособными осуществлять финансирование своего производства. Кроме того, необходимо подчеркнуть существенную особенность. Сама постановка вопроса о попытке перевода КОП на самофинансирование в условиях, когда с оборонным комплексом связана программа структурной перестройки всей экономики страны, на наш взгляд, абсолютно несостоятельна.

Бюджетные средства как источник финансирования представляют собой целенаправленные финансовые ресурсы, выделяемые из государственного бюджета на финансирование определенных программ, проектов и т.д.

Особенностью функционирования КОП является государственный заказ на разработку и производство вооружения и военной техники, а также товаров народнохозяйственного назначения, производимых на предприятиях оборонного комплекса.

По причине неплатежеспособности государство оказывается финансовым должником, который не в состоянии финансировать даже государственные программы. В условиях резкого сокращения бюджетных возможностей финансирование КОП осуществляется путем введения государственной контрактной системы, основные положения о которой закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” и Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Принятие данных законов определяет взаимоотношения между государственными заказчиками и исполнителями работ и направлено на повышение эффективности механизма финансирования разработок вооружения и военной техники, устранение распыления ресурсов и дублирования затрат при создании однотипных систем оружия, на сокращение стоимости и сроков осуществления проектов.

По причине скудности оборонного бюджета даже эти меры не в состоянии поправить положение дел. В федеральном бюджете на 1996 г. средства на закупку вооружений и военной техники составляли около 15% от средств, выделенных на национальную оборону. Расходы на НИОКР были еще меньше – около 6%. В докризисном бюджете на 1998 г. эти показатели выглядели несколько лучше: соответственно 18,5 и 13,2%.

В сложившейся ситуации приходится отказываться от приоритетных направлений в развитии КОП, ограничиваясь приоритетными проектами. Основным принципом бюджетного финансирования в этих условиях становится программно-целевой принцип финансирования и закупок военной техники.

Из-за недофинансирования нереализованными оказались конверсионные мероприятия, призванные стабилизировать положение в оборонном комплексе. В результате неудовлетворительного финансирования не была выполнена Государственная программа конверсии на 1995-1997 гг. Программой предусматривалось льготное кредитование на конкурсной основе предприятий, осуществляющих конверсионные проекты, и бюджетное финансирование гражданских НИОКР, в которых должны были использоваться достижения оборонной промышленности. Предусматривалась также прямая поддержка социальной сферы предприятий. Это должно было компенсировать потери предприятиями прибыли от сокращения военного производства.

Следует также отметить, что ряд конверсионных проектов все же был выполнен, но в основном за счет собственных и привлеченных средств оборонных предприятий и организаций.

По разным оценкам, для осуществления конверсии КОП России и модернизации производства требуется от 150 до 300 млрд. долл. Реальные инвестиции в оборонные предприятия намного ниже. По Федеральной программе на 1995-1997 гг. они были предусмотрены всего в размере 18,6 трлн. руб. (в ценах 1995 г.), что составляет около 3,7 млрд. долл. (по курсу).

Не определил своего отношения к инвестированию оборонного комплекса отечественный промышленный капитал, который главным образом ориентирован на инвестиции в добывающие отрасли, дающие 90% дохода в СКВ. Около 95% активных операций банков приходится на короткие торговые и финансовые сделки.

В данной ситуации правомерно говорить о создании фонда конверсии, куда помимо бюджетных средств, выделяемых на нужды конверсии, вошли бы средства от:

  • перераспределения доходов от принадлежащего государству имущества, к которому относятся средства, выплачиваемые акционерными обществами, образованными на базе предприятий оборонного комплекса, в виде дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности в размере 30% от их общей стоимости;
  • целевые платежи за счет отчислений в отраслевые фонды конверсии от реализации товарной продукции в размере 30% ее стоимости;
  • валютная выручка от реализации конверсионной продукции за рубежом;
  • взносы предприятий, организаций, банков, коммерческих структур, иностранных организаций и граждан.

Аккумулированные в конверсионном фонде средства, используемые на инвестирование, необходимо направлять на:

  • финансирование конверсионных программ и проектов, вошедших в Государственную программу конверсии оборонного комплекса;
  • приоритетное финансирование экономически эффективных конверсионных программ и проектов, не вошедших в Программу конверсии;
  • финансирование лизинговых операций;
  • инвестиции с приобретением соответствующих пакетов акций вторичной эмиссии конверсионных предприятий;
  • финансирование независимой экспертизы конверсионных проектов и программ, других организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности конверсионного фонда.

В условиях отсутствия собственных средств и недостаточного бюджетного финансирования предприятия оборонного комплекса вынуждены привлекать кредитные и прямые внебюджетные средства.

С началом реформ корпорации оборонной промышленности испытывают недостаток в финансовых средствах. Как было отмечено выше, собственных и централизованных финансовых средств недостаточно. В этих условиях обеспечение устойчивого финансирования производства продукции военного и гражданского назначения на предприятиях оборонного комплекса должно осуществляться на основе привлечения внебюджетных источников финансирования, внедрения новых финансовых механизмов и инструментов, “оживления” производственного капитала оборонных предприятий. В практику сотрудничества между КОП и коммерческими банками входит заключение различного рода соглашений и договоров, основной целью которых является разработка и внедрение новых механизмов привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов для реализации военно-технических и конверсионных проектов. 

Примером такого рода взаимодействия является заключение соглашения о сотрудничестве в области финансового оздоровления предприятий оборонной промышленности, подписанное 1 октября 1996 г. между бывшим Министерством оборонной промышленности и Московским экспортно-импортным банком.

Подобные соглашения имеются с другими российскими коммерческими банками. На наш взгляд, подобная практика может служить основой создания отраслевых банков в отраслях оборонного комплекса, производящих продукцию, на которую имеются долгосрочные заказы и кредиты.

Для этого оборонный комплекс располагает достаточными предпосылками:

  • высокий конкурентоспособный потенциал, выраженный в наличии высоких технологий, возможности выпуска как военной, так и гражданской продукции;
  • уникальные достижения в сфере оборонных и гражданских научно-исследовательских разработок;
  • концентрация относительно современных основных фондов и квалифицированных работников.

Чтобы долгосрочное кредитование приобрело характер поступательного движения вперед, необходимо решить следующие задачи:

  • принять комплекс мер со стороны государственных органов управления (законодательных и исполнительных) по созданию сети инвестиционных банков с предоставлением последним соответствующего льготного режима их функционирования;
  • Правительству РФ и Центральному банку РФ принять неотложные меры по стимулированию отечественных коммерческих структур и частного бизнеса, осуществляющих инвестиционное кредитование;
  • реализовать комплекс мер по государственному страхованию инвестиционных кредитов, осуществляемых коммерческими структурами, частными предпринимателями;
  • значительно упростить налоговую систему (сегодня в налогах в концентрированном виде отражены и тяжесть фискальной дани государства, и его риски, и собственный интерес; в результате – нагромождение налогов, их чехарда).

Кроме того, реализация основных целей инвестиционной деятельности в оборонном комплексе определяется в привлечении внебюджетных инвестиций на основе кредитов коммерческих структур международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для целей конверсии.

При этом необходимо изучить опыт привлечения иностранных инвестиций в конверсионные программы КОП, проанализировать результаты их использования за последние годы.

Предметом оценки и анализа должны стать случаи нанесения возможного ущерба безопасности страны (экономической, технологической, экологической и оборонной) от участия иностранных партнеров в совместных с оборонными предприятиями проектах.

Имеющийся опыт показывает, что иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в негосударственные предприятия с правом приобретения части собственности предприятия, на котором реализуется проект. В оборонном комплексе в большинстве случаев необходимо также ограничивать иностранную собственность и по соображениям безопасности.

На основе аналитических данных и условий функционирования оборонных предприятий следует проработать мероприятия структурной перестройки конверсируемых предприятий, ориентированных на реализацию одного или нескольких инвестиционных проектов.

Для осуществления этих мероприятий предполагается формирование нормативно-справочной базы, учитывающей требования сохранения за предприятиями оборонного заказа, охраны государственной тайны, заданий по мобилизационной подготовке.

Программа работ должна предусматривать анализ зарубежных источников прямых и косвенных вложений в конверсию оборонного комплекса, включая как средства программ содействия этому процессу со стороны международных финансовых организаций и отдельных зарубежных государств, так и анализ потенциальной емкости рынка частных инвестиций и возможностей по их привлечению.

Представляется необходимым проводить анализ таких программ по двум главным аспектам – по потенциальным финансовым источникам содействия конверсии и по виду оказанной помощи.

К анализу источников содействия должен быть привлечен список фондов и программ международных организаций, которые направлены на поддержку конверсии в России, а также других стран. Это могут быть программы и фонды следующих видов:

  • выделения кредитов на льготных условиях для оборонных предприятий и проектов (например, американский Фонд содействия конверсионным предприятиям или Европейский банк реконструкции и развития);
  • методического содействия, предполагающего предоставление российским предприятиям консультаций по разработке технико-экономических обоснований проектов, проведению реструктуризации и приватизации предприятий, а также помощи в обучении управленческого персонала, то есть того, что создает необходимые предпосылки для привлечения частных инвестиций в конверсируемые предприятия оборонного комплекса.

На основе анализа источников зарубежных инвестиций, а также в целях стимулирования их притока в КОП предполагается:

  • создание региональных фондов содействия конверсии и лизингу с привлечением иностранных инвесторов;
  • разработка и согласование с регионами положения о гарантиях администрации регионов, привлекающих иностранных инвестиций под конверсионные проекты, реализуемые на их территории;
  • подготовка пакета нормативно-методических документов по разработке и реализации региональных конверсионных программ, выполнение которых предполагает привлечение иностранных инвесторов;
  • организация работы в регионах по разработке и формированию региональных конверсионных программ.

Инвестиционная деятельность в КОП имеет следующие основные цели:

  • создание благоприятного инвестиционного климата в оборонных отраслях промышленности для реализации инвестиционных проектов в области конверсии;
  • увеличение объема внебюджетных инвестиций, направляемых на развитие производства гражданской продукции;
  • повышение технологического уровня предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • более эффективное использование производственного, научно-технического и кадрового потенциала для реализации современной структурной политики;
  • перепрофилирование и техническое перевооружение предприятий и производств на основе оборудования, технологий и материалов, соответствующих мировому уровню;
  • улучшение структуры российского экспорта за счет увеличения доли экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности;
  • сокращение импорта высокотехнологичного оборудования за счет создания импортозамещающих производств;
  • разработка и внедрение высококачественной энерго- и ресурсосберегающей техники и технологий;
  • смягчение социальной напряженности, особенно в городах с большой концентрацией оборонных предприятий;
  • расширение производства экспортоориентированной и импортозамещающей гражданской продукции;
  • сохранение рабочих мест и загрузка производственных мощностей, высвобождаемых в результате конверсии.

Эта работа проводится в двух направлениях:

  • работа с предприятиями КОП по подготовке инвестиционных предложений;
  • поиск потенциальных инвесторов.

По первому направлению для оказания помощи предприятиям в разработке инвестиционных предложений подготовлены и доведены до всех предприятий оборонного комплекса формы и методические рекомендации по разработке инвестиционных проектов. Принципы и порядок реализации инвестиционных проектов, а также оценки их экономической эффективности будут рассмотрены ниже.

Еще в 1996 г. бывший Миноборонпром располагал более двухсот­семьюдесятью инвестиционными предложениями (проектами), прошедшими предварительную экспертизу и предназначенными для потенциальных зарубежных инвесторов.

Данные проекты были направлены на создание и производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, 69 проектов было отобрано для представления потенциальным инвесторам, 12 из них приняты инвесторами для проработки.

С целью поиска потенциальных инвесторов организуются постоянно действующие выставки экспортоориентированной гражданской продукции с участием предприятий оборонного комплекса. Через соответствующие структуры Министерства экономики и Министерства внешнеэкономических связей предложения предприятий КОП направляются в зарубежные представительства.

Традиционным стало участие России в международных выставках вооружения и военной техники, на которых продукция отечественного оборонного комплекса занимает достойное место среди зарубежных аналогов.

Более того, в настоящее время в КОП сосредоточено достаточное количество передовых разработок, которые не имеют аналогов в мире. Коммерческий успех от инвестиционных программ, предусмотренных для передовых разработок, будет определять прежде всего правильность выбранного направления по выпуску того или иного вида продукции. Для этого необходим детальный анализ спроса на виды продукции, которые могут быть произведены контингентом возможных покупателей, и исследования рынков сбыта. Именно отсутствие детального анализа и учета перечисленных выше факторов является одной из важных причин резкого падения объемов производства народнохозяйственной продукции на предприятиях оборонного комплекса в предыдущие годы.

Из изложенного выше следует, что на промышленных предприятиях и в научных организациях оборонного комплекса необходимо организовать эффективные службы маркетинга.

О важности маркетинга свидетельствует хотя бы тот факт, что в западных фирмах затраты на реализацию и сбыт продукции достигают от 40 до 50% от общей величины издержек производства. 

Ключевая роль маркетинга в обеспечении успешного функционирования предприятий КОП определяется не только детальным знанием рынка, но и его влиянием на планирование деятельности предприятий по производству продукции, которая пользуется спросом, а также на придание ей необходимых потребительских свойств.

Полноценные маркетинговые структуры помогут свести к минимуму коммерческий риск и обеспечить получение прибыли при реализации на рынке.

На этапе вхождения России в рыночные отношения совместное предпринимательствоявляется одной из перспективных форм привлечения иностранных инвестиций. Совместное предпринимательство может оказать непосредственное влияние на формирование экономической среды, способствовать активизации рыночных отношений и обеспечивать реальную финансовую самостоятельность предприятий.

Начиная с 1996 г. в рамках международных и межведомственных соглашений ведется работа по организации международного сотрудничества предприятий и организаций Минэкономики в области производства гражданской продукции более чем с 40 странами мира.

С фирмами этих стран создано более 250 совместных предприятий с участием зарубежного капитала, доля которого в уставном фонде составляет в среднем 45%. Около 150-ти предприятий принимают участие во внешнеэкономической деятельности.

В условиях резкого снижения заказов Министерства обороны, высвобождения производственных и научных мощностей, острой нехватки бюджетных средств внешнеэкономическая деятельность становится важным источником получения предприятиями оборонного комплекса средств для сохранения своих мощностей.

Ее целью являетсякардинальное ускорение научно-технического прогресса на основе более полного использования передовых технологий и новейших средств производства, преимуществ международного разделения труда, производственно–финансовой кооперации с зарубежными фирмами, иностранных инвестиций и предпринимательского опыта.

Экспорт вооружения составляет основную статью дохода от внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса.  Доля экспорта продукции гражданского назначения по оборонному комплексу составляет около 20%, в то время как в общем объеме выпуска продукции практически во всех оборонных отраслях промышленности основную часть (более 75%) составляет продукция гражданского назначения.

Приведенные данные свидетельствуют о преимуществах производства продукции военного назначения по сравнению с гражданской. Проблема заключается в совершенствовании процесса конверсии, доведении его до логического завершения, точнее, в диверсификации производства. Говорить о нравственной стороне процесса торговли оружием можно лишь при условии равного отношения к данной проблеме всех участников рынка вооружений. Проблема восстановления кооперационных связей приобретает особую актуальность в условиях, когда тотальные дезинтеграционные процессы выявили в каждом из “независимых” государств серьезные структурные и региональные диспропорции, существенно снижающие живучесть военной сферы.

Возможности разработки и производства современной конкурентоспособной военной продукции для рынков дальнего зарубежья оказались одинаково крайне ограниченными для стран СНГ. По предварительной оценке, Россия может производить лишь около 20% финишной военной продукции.

Для создания собственного производства оборонного назначения требуются время и значительные финансовые средства.

С экономической точки зрения разумнее было бы развивать кооперацию в военном производстве взаимосогласованно, на основе равноправного партнерства и затем более эффективно выходить с совместной продукцией на рынки дальнего зарубежья.

Для успешного решения задач, стоящих перед оборонным комплексом во внешнеэкономической деятельности, необходима государственная поддержка по следующим направлениям:

  • прямое безвозвратное субсидирование из госбюджета отдельных программ (в мировой практике существуют два направления субсидирования: для поощрения экспорта и для создания производства экспортоориентированной продукции);
  • страхование экспорта и производства экспортоориентированной продукции;
  • предоставление государственных гарантийпод крупные экспортные кредиты и под кредиты для производства высококонкурентной, экспортоориентированной продукции, а также контргарантий российским и иностранным банкам, предоставляющим гарантии по контрактам и кредитам предприятиям оборонного комплекса на производство и экспорт продукции;
  • предоставление налоговых льгот экспортерам, в частности, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на продукцию, предназначенную для экспорта, возвращение таможенных пошлин, уплаченных при покупке сырья и комплектующих изделий и оборудования для производства экспортных товаров;
  • установление льготных тарифов (транспортных) экспортерам при перевозке экспортируемых товаров.

При сохранении существующего положения с финансированием расходов на национальную оборону Россия в ближайшие годы лишится возможности разрабатывать и производить современные высокоэффективные образцы вооружения, освоенные промышленностью в 80-х гг. Нормальное серийное производство ВВТ превратилось сейчас в дорогостоящее производство единичных образцов, так как объемы производства тех предприятий, которые еще имеют оборонный заказ, составляют всего лишь 5-10% от имеющихся мощностей, а это ниже критического уровня рентабельности производства. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Идет распад оборонной промышленности, уже утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе и в таких важнейших сферах, как новые материалы, информатика, аэрокосмическая техника, биотехнология и др. (всего около 300 технологий).

Разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в другие структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, что сопровождается разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и техническое образование. Например, начиная с 1991 г., численность производственного персонала оборонной промышленности РФ ежегодно уменьшается на 10-15%. За 1992-1997 гг. кадровый потенциал ОК сократился почти в три раза.

Наряду с общими причинами, характерными для всех отраслей промышленности, на сокращение инвестиций в ОК повлияли и специфические причины, связанные с особенностями функционирования предприятий оборонного комплекса. По нашему мнению, они заключаются в следующем:

  • приоритетное внимание инвесторов к добывающей, перерабатывающей промышленности, топливно-энергетическому комплексу, телекоммуникациям, сфере услуг;
  • высокая наукоемкость продукции, что требует относительно большого объема инвестиций, выделяемого в течение длительных сроков;
  • нежелание иностранного инвестора вкладывать средства в предприятия оборонного комплекса по политическим мотивам;
  • необходимость поддержания мобилизационных мощностей;
  • режимный характер работ предприятий оборонного комплекса;
  • трудность адаптации специалистов предприятий оборонного комплекса к условиям рыночной экономики.

Основной причиной, как и отмечалось выше, является недооценка руководящей и регулирующей роли государства на этапе перехода к новым экономическим отношениям, потеря управления протекающими процессами.

Тем не менее необходимо признать, что вне зависимости от складывающего положения во внешней среде любая корпорация оборонной промышленности вынуждена осуществлять деятельность по формированию пассивов. В этой связи представляется целесообразным разработать модель процесса формирования пассивов на основе анализа оптимальности текущего состава источников финансирования деятельности КОП.


Другие материалы из раздела Бизнес-планирование и инвестиции
Предыдущее:Венчурная сделка – основа развития современной компании
Следующее: Предприятия с иностранными инвестициями: импорт и экспорт капитала
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды бизнес-планирования
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.