В начале отметим, что понятие логистики имеет свою историю. В древней Греции под логистикой понимали искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. В древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.
В дальнейшем термин "логистика” стали использовать для характеристики навыков и практики расположения и перемещения воинских подразделений и обозных служб. В начале XIX века, в эпоху наполеоновских войн логистика определялась как наука об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [1].
В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону" изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и в близи неприятеля, организация их тылового обеспечения. Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали широко применяться при планировании и подготовке военных операций.
В 50х годах ХХ века было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70х годов нашего столетия логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран.
Постепенно понятия логистики и логистическогоуправления наполнялись многообразным содержанием и проникают в различные сферы производства и товарообращения [2,3].
Определение понятия логистики
В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г. дается нижеследующее определение логистики.
Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Обобщая все сказанное выше можно предложить следующее понятие логистики.
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [3].
Функции логистики
Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов.
Выделяют три функции логистики:
- интегрирующая – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
- организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
- управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает определенное производство (номенклатуру, объем, повторяемость выпуска), закупки материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем каждый из этапов товародвижения оказывает обратное воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту размеров производства и увеличению объема закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.
Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.
Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой хозяйственных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.
Управляющая функция. Для того, чтобы добиться рационального взаимодействия и согласования всех частей рассматриваемого процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах [3].
Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков.
Список литературы
1. Основы логистики: Учебное пособие / Под редакцией Л.Б. Мирошина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 200 с.
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 2 – е издание. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 1999 – 228 с.
3. Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 160 с. – (Серия «высшее образование»).
Другие материалы из раздела Логистика
Предыдущее: | |
Следующее: |
SCM. Сущность, значение, эффективность |
Лучшее по просмотрам: | Cистема организации материальных и информационных потоков на предприятиях в рамках цепочки поставок |