Наука и инновации определяют сегодня не только процесс общественного развития, но и направление эволюции человечества в целом. В связи с этим проблему производства, передачи и утилизации знаний приходится рассматривать как стержневую компоненту технологии социально-экономического развития. Не вызывает сомнений,что динамика научного и инновационного развития определяется организацией процесса передачи знаний и технологий. Этот процесс называют еще трансфером технологий, подразумевая под термином «технологии» не только производственные процессы, но и процессы социального развития, рыночных отношений, управления в политической сфере и т.п. Поэтому важно найти единый методический подход ко всем основным и сопутствующим явлениям и событиям, связанным с появлением, передачей и утилизацией знаний, воплощенных в нововведениях.
Отправной точкой в предпринимательской карьере и бизнес-планировании развития существующего или создании нового предприятия — это выработка идеи нового продукта или услуги, которые это предприятие будет производить. Источниками бизнес-идей могут быть:
• Потребители. В поиске новых идей предприниматели уделяют все большее внимание мнению потребителей, поскольку конечная цель производства всякого нового товара или услуги — именно удовлетворение запросов потребителей.
•Продукция конкурентов. В результате подобного анализа нередко выясняется, что тот или иной товар либо услугу можно улучшить, и эта идея ложится в основу нового бизнеса.
• Мнения работников отделов сбыта и торговых представителей. Благодаря своему знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то принципиально новое. Они могут также оказать содействие в маркетинге новой идеи или продукции.
• Публикации федерального правительства и архивы. Существуют архивы патентных бюро, в которых регистрируются все изобретения и идеи принципиально новых продуктов. Хотя сами по себе запатентованные идеи защищены законом, их изучение нередко может натолкнуть на новые мысли. Существует ряд периодических изданий, в которых публикуется информация по последним патентам.
• Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Лаборатории НИОКР, как правило, хорошо оснащены и потому предоставляют большие возможности для поиска идей, касающихся новой продукции.
На этапе предынвестиционной фазы проводятся все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Допустим, выполнен большой объем ра-бот, связанных с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит менеджерам не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта.
Для этой цели создается бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят одобрение проекта и его жизнеспособность. Составление бизнес-плана заставляет вновь вернуться к вопросам; Так ли уж хороша данная идея? На кого рассчитан новый продукт (услуга)? Найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя ? С кем придется конкурировать? Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой процесса бизнес-планирования.
Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации. Для этого этапа характерно:
• развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес-проекта (ресурсы—ограничения—результат);
• установление деловых контактов и углубление изучения целей участников;
• структурное планирование (определение рисков и бюджета, календарные планы);
• организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
• получение одобрения на продолжение работ.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе планирования.
Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов.
Венчурные фирмы, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии и т.п.
С позиции управленческого персонала компании инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям.
Рис. 1. - Виды классификации инвестиционных проектов
Термин «инвестиция» входит в число наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности в экономике, находящейся в процессе трансформации или испытывающей подъем. В условиях кризиса наиболее приоритетными должны быть инвестиции, направленные на повышение эффективности предприятия, разработку новых технологий, решение социальных задач и исполнение требований законодательства.
Используемая литература:
1. Электронное издание bp.ludy.by
2. Электронное издание finanalis.ru
3. Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А Лялина – М.: ООО «ТК Вэлби», 2003. – 440 с.
4. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций). — Киев: Феникс, 2006. — 560 с.
Другие материалы из раздела Бизнес-планирование и инвестиции
Предыдущее: | Инвестиционные проекты как форма развития фирмы |
Следующее: |
Проблемы прямого инвестирования на предприятиях |
Лучшее по просмотрам: | Сущность и виды бизнес-планирования |