Целенаправленная ценовая политика в маркетинге заключается в том, что предприятие устанавливает на свои изделия такие цены и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определённой долей рынка, получение намеченного объёма прибыли и т.д.) и решение оперативных задач, связанных с реализацией товаров в определённой фазе его жизненного цикла, деятельностью конкурентов и решать другие стратегические задачи [1].
При формировании и реализации ценовой политики на малом предприятии следует исходить из:
1. необходимости проникновения на новый рынок;
2. получения максимально возможной прибыли;
3. применения гибкой ценовой политики для продажи целой группы однородных товаров;
4. необходимости в короткий срок выручить средства, вложенные в производство.
Неправильно сформированная ценовая политика, разработанная без учета особенностей малых предприятий может привести к большим потерям, и даже к банкротству.
Для функционирования предприятия необходимо обеспечить точное и своевременное внесение изменений в существующую ценовую политику. Для выбора ценовой политики своевременного внесения изменений необходимо произвести анализ выбранной и реализуемой ценовой политики [3].
Ковалёв А. И. и Войленко В.В. предлагают проводить анализ ценовой политики в следующей последовательности:
1) анализ уровня цены товара;
2) анализ цен конкурентов;
3) структура цены продукции;
4) установление цены продукции.
Такой анализ предполагает ответы на следующие вопросы:
Таблица 1 – Анализ ценовой политики [1]
№п\п |
Постановка вопроса |
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Прогноз положение дел, оценка его показателями и действия по улучшению |
1 |
Какие факторы оказываются наиболее важными при определении цены на продукцию при разной структуре рынка? |
|
|
2 |
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него? |
|
|
3 |
Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены? |
|
|
4 |
Как оценивают покупатели уровень цен на товары Вашего предприятия? |
|
|
5 |
Как относятся покупатели к установленным Вами ценам? |
|
|
6 |
Используется ли предприятием политика стимулирующих цен? |
|
|
7 |
Используется ли предприятием политика стандартных цен? |
|
|
8 |
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? |
|
|
9 |
Известны ли цены на товары Вашего предприятия потенциальным покупателям? |
|
|
10 |
Как относятся покупатели к единым и гибким ценам? |
|
|
11 |
Как относятся покупатели к взаимосвязи цены и качества? |
|
|
12 |
Как относятся покупатели к ценам ниже себестоимости? |
|
|
13 |
Как относятся покупатели и предприятие к приспособлению цен к конкуренции? |
|
|
14 |
Как воспринимаются покупателями цены, направленные на максимизацию прибыли? |
|
|
15 |
Как относятся покупатели к установлению минимальных цен? |
|
|
16 |
Как влияют на цены поставщики комплектующих, сырья и материалов? |
|
|
17 |
Анализируются ли цены и товары конкурентов? |
|
|
18 |
В чём состоит регулирование цен? |
|
|
19 |
Какие ценовые стратегии используются предприятием в конкурентной борьбе? |
|
|
Данная методика, позволяет подробно рассмотреть вопросы, касающиеся отношения покупателей к ценам и продукции, их реакции на изменение цен. Данный аспект в формировании ценовой политики конечно важен, особенно для малых предприятий, но также не следует забывать об ограниченности ресурсов малого предприятия, в том числе финансовых и трудовых.
Для проведения анализа ценовой политики малого предприятия предлагается использовать методику, алгоритм и последовательность выполнения этапов анализа ценовой политики малого предприятия представлен на рисунке 1.
Целью данной методики является получение достоверной информации о состоянии и эффективности ценовой политики на малых предприятиях и факторах, оказывающих наибольшее влияние на разработку и выбор ценовой политики, а также оперативный контроль и внедрение своевременных и необходимых изменений в ценовую политику малого предприятия.
Объектом методики является ценовая политика малого предприятия, ее составляющие элементы и факторы, влияющие на нее.
Задачами методики являются:
- определение состояния ценовой политики на малом предприятии;
- выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на ценовую политику;
- оценка влияния внутренних и внешних факторов;
- предложение изменений в ценовой политике;
- предложение альтернативных вариантов ценовой политики.
Основные принципы исследования:
- полученные данные должны быть сопоставимы с условиями внешней и внутренней среды;
- адаптированность и адекватность методики к современным условиям функционирования малого предприятия;
- мобильность методики (возможность внесения изменений для адаптации к конкретному предприятию);
- обоснованность и объективность используемых показателей.
Данная методика специально разработана для проведения анализа ценовой политики малого предприятия, с учетом особенностей, преимуществ и недостатков малых предприятий. Методика может быть адаптирована под конкретное предприятие, в неё могут быть внесены дополнительные операции, показатели.
Список литературы
1. Ковалёв А. И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ- М. Центр экономики и маркетинга – изд. 2-е переработанное и дополненное 2000. 256 с: ил.
2. Михайлова Е.А. «Ценовые стратегии: современные мировые тенденции»
3. журнал «Маркетинг в России и за рубежом» №3 (35), 2003г. Петросян А.А. «Некоторые аспекты тактического ценообразования»
4. Проблемы развития механизма ценообразования, колл. авторов, М., НИИ по ценообразованию, 2004. -243с.
5. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2004.- 248с.
Другие материалы из раздела Маркетинг
Предыдущее: | Система ценообразования на малом предпритии |
Следующее: |
Актуальность и содержание проведения анализа внешней среды |
Лучшее по просмотрам: | Понятие и виды маркетинга |