EKportal.ru // СТАТЬИ // Маркетинг // Методический подход к анализу ценовой политики на малом предприятииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Методический подход к анализу ценовой политики на малом предприятии

Автор: Макаров Н. Н.
Дата: 2010-07-26 12:59
Под ценовой политикой понимаются общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию, поэтому, цены и ценообразование на товарных рынках являются одним из наиболее существенных элементов маркетингового комплекса. Через цены реализуются конечные коммерческие результаты, определяется эффективность работы предприятия, его организации и функционирования  маркетинговой деятельности. В конечном счете, цены, обеспечивающие предприятию прибыль, свидетельствуют о его конкурентоспособности [2].
Целенаправленная ценовая политика в маркетинге заключается в том, что предприятие устанавливает на свои изделия такие цены и так изменяет  их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определённой долей рынка, получение намеченного объёма прибыли и т.д.) и решение оперативных задач, связанных с реализацией товаров в определённой фазе его жизненного цикла, деятельностью конкурентов и решать другие стратегические задачи [1].

При формировании и реализации ценовой политики на малом предприятии следует исходить из:

1. необходимости проникновения на новый рынок;
2. получения максимально возможной прибыли;
3. применения гибкой ценовой политики для продажи целой группы однородных товаров;
4. необходимости в короткий срок выручить средства, вложенные в производство.
Неправильно сформированная ценовая политика, разработанная без учета особенностей малых предприятий  может привести к большим потерям, и даже к банкротству.

Для функционирования предприятия необходимо обеспечить точное и своевременное внесение изменений в существующую ценовую политику. Для выбора ценовой политики своевременного внесения  изменений необходимо произвести анализ выбранной и реализуемой ценовой политики [3].
Ковалёв А. И. и Войленко В.В. предлагают проводить анализ ценовой политики в следующей последовательности:

1)    анализ уровня цены товара;
2)    анализ цен конкурентов;
3)    структура цены продукции;
4)    установление цены продукции.


Такой анализ предполагает ответы на следующие вопросы:

Таблица 1 – Анализ ценовой политики [1] 

№п\п

Постановка вопроса

Характеристика и оценка фактического состояния дел

Прогноз положение дел, оценка его показателями и действия по улучшению

1

Какие факторы оказываются наиболее важными при определении цены на продукцию при разной структуре рынка?

 

 

2

Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него?

 

 

3

Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены?

 

 

4

Как оценивают покупатели уровень цен на товары Вашего предприятия?

 

 

5

Как относятся покупатели к установленным Вами ценам?

 

 

6

Используется ли предприятием политика стимулирующих цен?

 

 

7

Используется ли предприятием политика стандартных цен?

 

 

8

Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?

 

 

9

Известны ли цены на товары Вашего предприятия потенциальным покупателям?

 

 

10

Как относятся покупатели к единым и гибким ценам?

 

 

11

Как относятся покупатели к взаимосвязи цены и качества?

 

 

12

Как относятся покупатели к ценам ниже себестоимости?

 

 

13

Как относятся покупатели и предприятие к приспособлению цен к конкуренции?

 

 

14

Как воспринимаются покупателями цены, направленные на максимизацию прибыли?

 

 

15

Как относятся покупатели к установлению минимальных цен?

 

 

16

Как влияют на цены поставщики комплектующих, сырья и материалов?

 

 

17

Анализируются ли цены и товары конкурентов?

 

 

18

В чём состоит регулирование цен?

 

 

19

Какие ценовые стратегии используются предприятием в конкурентной борьбе?

 

 

Данная методика, позволяет подробно рассмотреть вопросы, касающиеся отношения покупателей к ценам и продукции, их реакции на изменение цен. Данный аспект в формировании ценовой политики конечно важен, особенно для малых предприятий, но также не следует забывать об ограниченности ресурсов малого предприятия, в том числе финансовых и трудовых.

На некоторые вопросы предлагаемой методики трудно дать однозначный ответ, например, «Известны ли цены на товары Вашего предприятия потенциальным покупателям?, Как относятся покупатели и предприятие к приспособлению цен к конкуренции?». На вопрос о знании покупателями цен на продукцию предприятия нельзя ответить однозначно, например, если у малого предприятия нет достаточного количества средств на рекламу (наружная реклама, сайт в интернете) [4,5].
Для проведения анализа ценовой политики малого предприятия предлагается использовать методику, алгоритм  и последовательность выполнения этапов анализа ценовой политики малого предприятия представлен на рисунке 1.
Целью данной методики является получение достоверной информации о состоянии и эффективности ценовой политики на малых предприятиях и факторах, оказывающих наибольшее влияние на разработку и выбор ценовой политики, а также оперативный контроль и внедрение своевременных и необходимых изменений в ценовую политику малого предприятия.

Объектом методики является ценовая политика малого предприятия, ее составляющие элементы и факторы, влияющие на нее.

Задачами методики являются:
- определение состояния ценовой политики на малом предприятии;
- выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на ценовую политику;
- оценка влияния внутренних и внешних факторов;
- предложение изменений в ценовой политике;
- предложение альтернативных вариантов ценовой политики.

Основные принципы исследования:

- полученные данные должны быть сопоставимы с условиями внешней и внутренней среды;
- адаптированность и адекватность методики  к современным условиям функционирования малого предприятия;
- мобильность методики (возможность внесения изменений для адаптации к конкретному предприятию);
- обоснованность и объективность используемых показателей.


Данная методика специально разработана для проведения анализа ценовой политики малого предприятия, с учетом особенностей, преимуществ и недостатков малых предприятий. Методика может быть адаптирована под конкретное предприятие, в неё могут быть внесены дополнительные операции, показатели.

Список литературы

1. Ковалёв А. И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ- М. Центр экономики и маркетинга – изд. 2-е переработанное и дополненное 2000. 256 с: ил.
2. Михайлова Е.А. «Ценовые стратегии: современные мировые тенденции»
3. журнал «Маркетинг в России и за рубежом» №3 (35), 2003г. Петросян А.А. «Некоторые аспекты тактического ценообразования»
4. Проблемы развития механизма ценообразования, колл. авторов, М., НИИ по ценообразованию, 2004. -243с.
5. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2004.- 248с.



Другие материалы из раздела Маркетинг
Предыдущее:Система ценообразования на малом предпритии
Следующее: Актуальность и содержание проведения анализа внешней среды
Лучшее по просмотрам:Понятие и виды маркетинга
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.