EKportal.ru // СТАТЬИ // Предпринимательство // Сущность и виды предпринимательской деятельности В РоссииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Сущность и виды предпринимательской деятельности В России

Автор: EKP stat
Дата: 2010-12-29 10:20

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц и предприятий, организаций. Важнейшими чертами предпринимательской деятельности являются самостоятельность, экономическая заинтересованность, хозяйственный риск и ответственность.

Предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Характеристика основных видов предпринимательской деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1

Виды предпринимательства

Сфера деятельности предпринимателя

Институты предпринимательства

Производственное

Производство товаров, работ, оказание услуг

Коммерческие организации

Коммерческое

Купля продажа товаров и услуг

Торговые организации, товарные биржи

Финансовое

Купля продажа валюты, ценные бумаги

Банки, фондовые биржи, страховые компании

Консультативное

Консультационные услуги

Консалтинговые компании

 На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:

  •  экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них;
  • социальные условия – это, прежде всего, стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
  • правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для ее развития.

Субъектами предпринимательства могут  как отдельные физические лица (индивидуальные предприниматели), так и объединения партнеров (юридические лица).

Основные признаки юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность отражены в таблице 2.

Юридические лица могут быть организованы в различных организационно-правовых формах. Данные формы закреплены Гражданским Кодексом РФ. При этом, предпринимательскую деятельность могут осуществлять как коммерческие организации, так и некоммерческие.

Таблица 2. - Основные признаки юридического лица

Признак

Содержание признака

Наименование

Собственное фирменное неповторяемое наименование с указанием организационно-правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке

Имущественная обособленность

Имущество организации обособлено от имущество его учредителей, участников и других лиц и находится  в собственности

Организационное единство

Относительно устойчивое соединение элементов в  упорядоченное  единство   (целостность)  с  определенной   внутренней структурой, единой волей и системой управления, которые закреплены в учредительных документах

Самостоятельная имущественная ответственность

По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Иногда в силу закона или договора субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несут его учредители и участники

Возможность приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде

Сама фирма, а не его учредители и участники, выступает субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей, действуя на основе устава и (или) договора

Основные организационно-правовые формы:

  • для коммерческих организаций: товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия;
  • для некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные или религиозные объединения, благотворительные или иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), учреждения.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию среднего и малого предпринимательства в России. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные  предприниматели), крестьянские(фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов(за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать  пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров(работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1.3).

Таблица 3. Установленные критерии отнесения физических и юридических лиц к субъектам  малого и среднего предпринимательства

 

Численность

Годовая выручка

Микропредприятие

до 15

до 60 млн. р.

Малое предпринимательство

до 100

до 400 млн. р

Среднее предпринимательство

от 100 до 250

до 1 млр. р.

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе  работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных  подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 Малое предпринимательство имеет следующие преимущества:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно  затраты на управление;
 - большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
 - относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Наряду со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями функционирования малого предприятия:

      - более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
      - большая зависимость от крупных компаний;
      - ошибки в управлении собственным делом;
      - слабая компетентность руководителей;
      - повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
      - трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
      - неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрены следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.



Другие материалы из раздела Предпринимательство
Предыдущее:Малое и среднее предпринимательство в России
Следующее: Ресурсы предпринимательской деятельности
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.