EKportal.ru // СТАТЬИ // Организация производства // Тактическое планирование модернизации на предприятииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Тактическое планирование модернизации на предприятии

Автор: Пидоймо Л. П.
Дата: 2012-08-26 14:51
Определение сущности, методология и методика тактического планирования дискуссионны, практически по всем вопросам наблюдаются различающиеся точки зрения. При этом внимание ученых по планированию сосредоточивается в основном на стратегическом планировании, а тактическому уделяется значительно меньшее внимание. Отсутствуют официальные документы с рекомендациями по тактическому планированию, разработке системы планов – стратегического и тактического.
Провозглашаемый системный подход к планированию, результатом которого является система планов, на деле не выдерживается, поскольку теория и практика системы стратегического и тактического планирования модернизации промышленных предприятий не разработаны. Стратегический план не является базой формирования тактического. Не достигаются непрерывность в процессе планирования и тесное взаимодействие стратегического и тактического планов. Несовершенны методология и методика. Тактические планы носят фрагментарный характер, не выражаются необходимыми согласованными разделами и показателями. Неоправданно незначительно внимание к разработке отдельных разделов (НИОКР, персонала). Большинство тактических планов негибки, отсутствуют альтернативы. Несовершенны механизмы организации разработки, бюджетирования, корректировки, реализации тактических планов. Планы слабо контролируются. Несовершенна нормативная база. Не учитывается отраслевая специфика. Недостаточны надежность и оперативность расчетов, велика трудоемкость плановых работ из-за слабого программного обеспечения, плохой технической базы.

Недостатки тактического планирования подрывают доверие исполнителей к возможностям планирования, негативно сказываются на результатах деятельности предприятия. Эти соображения обусловили наше исследование отдельных проблем тактического планирования, являющегося неотъемлемой составной частью планирования модернизации промышленных предприятий.

Определения тактического планирования многих авторов, по нашему мнению, отражают не сущность, а особенности тактического, а в некоторых определениях - стратегического планирования. Сущность тактического, по нашему мнению, планирования, как составной части (подсистемы) исходит из фундаментальной сущности планирования, отражает специфические особенности плановых тактических решений. Тактическое планирование – логическое исследование (познание) системы будущих явлений, целенаправленных на удовлетворение потребностей и интересов через развитие стратегических действий (разворачивание, детализацию) на основе изучения объективных причинно-следственных связей; определение внутренних источников движения и развития (тактических – факторов внутри стратегических), количественных и качественных изменений, улучшения старых и внедрения новых явлений.

Единая система: стратегический – тактический – оперативный планы - представляет собой научное обоснование будущих событий для достижения целей предприятия и подразделений.
Особенности тактического планирования заключаются в том, что оно разрабатывается в развитии стратегического, занимает промежуточное положение, интегрировано со стратегическим и оперативно-календарным. Тактический план детализирует стратегический, разворачивая систему действий для достижения поставленных целей. Тактические планы призваны способствовать претворению стратегических планов, предполагают прохождение определенного этапа стратегии предприятия. Тактические планы определяют конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей. Если, например, стратегическим планом установлено задание по выпуску новой продукции, то в тактическом плане должны быть приняты решения по составу, содержанию, срокам проведения и ресурсному обеспечению НИОКР; подготовке кадров; источникам финансирования.

Тактическое планирование охватывает только внутренние взаимосвязи подсистем предприятия, детализируя их, отношения между подразделениями и предприятием в целом, в отличие от стратегического планирования, которое отражает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и между предприятием  и как целой системой, его внешними деловыми партнерами и всем окружением; в отличие от оперативного планирования, выражающего отношения в подразделениях.
Тактическое планирование охватывает временной горизонт до одного года и более короткие периоды, и в этом смысле тактическое планирование текущее. По сравнению со стратегическим, решения при тактическом планировании более конкретны, адресны, всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия; менее субъективны, потому что базируются на более объективной и полной информации; сопряжены с меньшим риском, поскольку детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и является предметом забот среднего и низшего управленческого звена. Тактическое планирование отражает изменения внутренней структуры предприятия, поиск путей эффективного использования ресурсов, стратегическое планирование отслеживает изменения во внешней среде, предусматривает плановые действия по созданию конкурентных преимуществ и барьеров, по адаптации к изменениям в окружении; в тактическом плане оценивается эффективность использования ресурсов, в стратегическом – быстрота и адекватность реагирования на изменения во внешней среде.
Методология тактического планирования базируется на методологии планирования со своей спецификой. Система методологических принципов планирования, в том числе тактического, включает следующие общеметодологические принципы: научность, детерминизм, целенаправленность, активность, единство и взаимообусловленность планируемых будущих явлений и практики, проверку выполнения планов и корректировку на основе практического опыта, объективность, единство логического и исторического, конкретность; принципы планирования модернизации промышленных предприятий: непрерывность, оптимальность, реальность, выбор основных ведущих звеньев, «точек» роста, согласование тактического и стратегического планирования, единство системы планов: народнохозяйственного, отраслевого, регионального, предприятия, партнерство субъектов планирования. В систему методологических методов планирования входят: всеобщие: диалектика, системный подход; общенаучные эмпирико-теоретические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание; логико-теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, математические методы, моделирование; методы частной методологии планирования: экспертные, аналитический (балансовый, нормативный, экономические группировки, индексный, бюджетный, ценные подстановки, начисление балансовых разниц, метод главных компонент), инженерно-экономические расчеты, методы экстраполяции, модернизированный, программно-целевой, координация.

Принципы планирования модернизации предприятий:  согласование тактического и стратегического планирования, единство системы планов, системный подход означают представление стратегических параметров, в количественных показателях тактического плана. Эффективные плановые решения образуются на «стыке» различных планов.
В составлении плана участвуют те, кто должен будет его исполнять. С расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании. Ответственность за принятие плановых решений лежит на высшем руководстве. Определенная мера ответственности устанавливается каждому работнику, причастному к составлению или выполнению плана, за низкое качество принятых решений, неисполнение или ненадлежащее исполнение плановых показателей. Организационная структура предприятия предопределяет каждому руководителю и специалисту, имеющему отношение к составлению и выполнению плана, права, ответственность, функции; устанавливает функциональную область плановой деятельности (разделение труда) и иерархию каждого управляющего.

Необходимо создать на предприятии эффективную систему морального и материального стимулирования плановых работников, поощряющую нетрадиционные, новаторские решения. Потенциальные возможности системы планирования не могут быть реализованы без поддержки высшего руководства предприятия.
Текущие плановые решения должны основываться на обоснованной нормативной базе, значимость которой возрастает. Нормативный метод расчета плановых показателей, по нашему мнению, должен получить наибольшее распространение при текущем планировании, что позволит на точной экономической и математической основе устанавливать оптимальные значения используемых ограниченных ресурсов, научно обоснованные соотношения между отдельными видами ресурсов, основными элементами процесса производства и подразделениями предприятия. Проблема заключается в том, что действующие нормы не соответствуют условиям предприятий и не пересматриваются в соответствии с изменением этих условий.

В научной среде тактическому планированию в сравнении со стратегическим уделяется неоправданно меньшее внимание. Сформулированные авторами отдельные методические положения не превратились пока в системный документ – официальные методические рекомендации по тактическому планированию в рыночной экономике, как, например, по бизнес-планированию.

В дореформенной экономике текущее годовое планирование было научно обосновано. «Типовая методика разработки техпромфинплана производственного объединения, предприятия» содержала методические положения по формированию техпромфинплана предприятия и технико-экономических планов цехов на год с заданиями на квартал с учетом отраслевых особенностей, учитываемых отраслевыми министерствами и ведомствами. Планы представляли собой развернутые программы производственной, хозяйственной и экономической деятельности предприятия и его подразделений целеориентированных на выполнение заданий пятилетнего плана в условиях прогрессивных изменений технического и организационного уровней предприятия. Годовой план включал 11 исходных, 36 промежуточных и 33 итоговых плановых форм. В исходных формах содержалась нормативная и справочная информация годового пла-на, в промежуточных – плановые расчеты на уровнях участков, отделов, цехов; в итоговых – на уровне предприятия. Таким образом реализовалось требование "лавинообразной" обработки данных снизу вверх (исходные – промежуточные – итоговые формы). По степени типизации исходные и промежуточные формы носили отраслевой характер, а итоговые, за некоторым исключением, – межотраслевой.

В централизованной плановой экономике исходной базой планирования являлась производственная программа, исходя из которой рассчитывались потребности в ресурсах (материальных, трудовых), затраты, показатели эффективности работы предприятия. Производственная программа устанавливалась директивно указаниями вышестоящей организации, исходя из наличия и планируемых изменений производственных мощностей, и уровня развития предприятия согласно заданиям пятилетнего плана.
Методика тактического планирования в рыночных условиях принципиально отличается от методики, принятой в централизованной экономике. Меняется исходная база – вместо производственной программы первоосновой становится сбыт в соответствии с требованиями рынка, согласно стратегическому плану.

Методика тактического планирования в рыночных условиях принципиально отличается от методики, принятой в централизованной экономике. Меняется исходная база – вместо производственной программы первоосновой становится сбыт в соответствии с требованиями рынка, согласно стратегическому плану.
С учетом специфики, ситуации, целей предприятия могут избрать ту или иную методику формирования планов. Типовой, традиционный минимальный состав и содержание (показатели) разделов тактического плана, освещаемых в учебной и монографической литературе, и принятых на практике, – это планы продаж, производства, технического и организационного развития, материально-технического обеспечения, по персоналу и оплате труда, по издержкам, финансовый план. Эти разделы и используемые показатели, которые могут быть улучшены, – минимальное содержание, но недостаточное, поскольку отсутствуют согласование по стратегическим планам и дифференциация в зависимости от типа стратегической программы (финансовое оздоровление или модернизация), не разрабатываются ряд важных разделов, показателей и планы мероприятий по функциональным подсистемам.

Тактический план по сбыту – первый из разрабатываемых разделов – увязывается со стратегическим маркетинговым планом, который может разрабатываться отдельно или в его составе. Сбыт – ограничитель производства. План сбыта отражает продажи по видам изделий, изменение остатков готовой продукции (норматив). Ежегодный тактический маркетинговый план – часть стратегического, разрабатывается в разрезе маркетинговых функций.

Изучение отечественного и зарубежного опыта, собственные теоретические исследования и практика работ позволили нам сформулировать отдельные методические положения по тактическому планированию на промышленном предприятии.
Системный подход к разработке тактического плана означает согласование его со стратегическим планом.
При разработке тактического текущего плана необходимо в полной мере использовать балансовый метод, что обеспечит оптимальное распределение ресурсов; метод экономико-математического моделирования (особенно, при составлении программы структурного подразделения), а при непосредственной разработке разделов текущего плана – сетевое планирование, которое позволит сократить потери времени и денежные затраты, нормативный метод.
Определяется оптимальное количество разделов, заполняемых форм тактического плана.
В зависимости от специфики, ситуации, целей предприятия избирается система плановых показателей, мероприятий.
В годовом плане выделяются исходные, промежуточные и итоговые формы, как это было в техпромфинплане. Исходные данные – нормативная и справочная информация, промежуточные – планы подразделениям с учетом специфики, итоговые – планы предприятия, компании.
В плане выделяются сводный раздел – количественные показатели, качественные параметры плановых изменений, а  в разделах плана - формы – планы мероприятий.
Порядок разработки плана – по функциональным сферам.
Основой разработки тактического текущего плана (разделов, форм, показателей, параметров, мероприятий) является план сбыта, который формируется, исходя из внешних условий, а не из производственной программы, сформированной на основе внутренних возможностей.
Тактический план по сбыту согласовывается со стратегическим маркетинговым планом.
Тактический маркетинговый план – составная часть стратегического маркетингового плана, входит в раздел «План сбыта» как плановая форма или является самостоятельным разделом.
План сбыта, ресурсы, плановые ключевые показатели деятельности – ограничители плана производства.
 Производственная программа в плане производства с учетом ограничений рассчитывается методом экономико-математического моделирования.
 Экономико-математические модели годовой производственной программы, потребностей в сырье и материалах на выпуск оптимальных объемов продукции – исходные формы.
Плановые расчеты автоматизируются.
Расчеты тактического плана базируются на научно-обоснованных нормах и нормативах. Разрабатывается научно-обоснованная нормативная база.
Главный плановый показатель – затраты  - рассчитывается по каждой функциональной сфере и в целом по предприятию, компании.
Выделяется итоговая форма снижения издержек в каждой функциональной сфере и в целом по предприятию, компании.
Обеспечивается система сквозного финансового планирования (бюджетирования), ответственности и самостоятельности (на основе расчета издержек, основных оборотных средств) путем формирования бюджетов каждой функциональной сферы – центров ответственности, реализуя принципы эффективности и участия.

Изложены отдельные методические положения по тактическому планированию, их использование, по нашему мнению, позволит предприятиям улучшить тактическое планирование. Предлагаемые методические положения не являются исчерпывающими.


Другие материалы из раздела Организация производства
Предыдущее:Особенности организации гибких производственных систем
Следующее: Эффективность механизации и автоматизации технологических процессов
Лучшее по просмотрам:Организация производства: понятие, функции и сущность
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.