В условиях становления инновационной экономики, характеризующихся бурным развитием КИС, Интернет- и мобильных технологий, придерживаться классической системы SCM, основанной на принципах долгосрочного сотрудничества, стабильности сети и производственной программы, уже нецелесообразно. Одной из последних тенденций развития SCMобозначилось перемещение внимания исследователей на виртуальные предприятия (ВП), основанные на динамичном сотрудничестве нескольких компаний и логистических сетей на базе временного объединения их ресурсов при одновременном сохранении принципов конкуренции. ВП является открытой системой, вход и выход из которой определяется самим предприятием. Механизм формирования ЛЦ в ВП отличен от классической концепции SCM, что отражено на рисунке.
Основной целью ВП является быстрое реагирование на запросы покупателей и максимизация степени использования ресурсов участников ЛЦ. Основным требованием при этом является наличие единого виртуального пространства, конкретным воплощением которого является совместная база данных участников и специально разработанный web-сайт, позволяющие в оперативном режиме осуществлять прием заказа клиента и проверку возможности его выполнения, а также распределять работы между участниками ЛЦ в ВП.
Концепция ВП на практике реализуется в самых различных аспектах – от Интернет-площадок на принципах электронного рынка до полномасштабных производственных и логистических систем, в которых web-представительство выступает в роли связующего звена между партнерами в глобальной сети Интернет. Да что тут говорить! Вот реальный пример: на указанных принципах сегодня успешно работают и процветают такие западные гиганты автомобилестроения, как DaimlerChrysler, Fordи GeneralMotors, разработавшие единое цифровое рыночное пространство Covisint; BMWи Volkswagen. Так что применение концепции ВП как способа стратегической кооперации для успешного ведения бизнеса, с нашей точки зрения, является востребованным и актуальным. Вопрос, однако, в другом, – смогут ли отечественные компании ее с успехом реализовать.
Другие материалы из раздела Логистика