EKportal.ru // СТАТЬИ // Предпринимательство // Малое и среднее предпринимательство в РоссииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Малое и среднее предпринимательство в России

Автор: Потехин И. А.
Дата: 2009-01-13 09:44

В процессе модернизации российского общества первоочередной задачей является создание необходимых условий для изменения всей экономической системы с целью ее более эффективного функционирования и обеспечения устойчивого роста. В решении указанных проблем важное значение придается развитию малого и среднего бизнеса , процессу моделирования и совершенствования эффективности его производственной деятельности, а также методам ее измерения. Современный менеджер обязан ориентироваться в тонкостях управления малым и средним предприятием, а также владеть приемами по его основанию и выживанию в реальных условиях и в соответствии с законодательством. Именно этим проблемам и посвящена данная статья.

Мировая практика свидетельствует о том, что информация о малых и средних предприятиях собирается и публикуется по размерным группам предприятий (численности занятых в них). В российской официальной практике существует только определение субъектов малого предпринимательства, а понятия среднего бизнеса нет. Группировки статистических данных по размерным группам почти не рассчитываются и не публикуются. Между тем имеющиеся данные за 2005 год показывают, что особенности экономического положения и поведения предприятий разного размера значительно отличаются, в том числе и в России.

Так, по данным за 2005 г., малые предприятия стараются привлекать клиентов более низкими ценами и особенно лучшим обслуживанием, в то время как более крупные – качеством товаров и своими особыми новинками.

Размеры сильно коррелируют с историей предприятия и имеющимися у него ресурсами. Микропредприятия с числом сотрудников до 5 человек в среднем почти в 5 раз чаще возникли заново и не являются продолжением какого – то другого бизнеса, чем предприятия с занятостью 250 – 500 человек.

В частности, поэтому для небольших предприятий гораздо реже является проблемой состояние оборудования (если они его вообще используют). С другой стороны, с увеличением размеров предприятий растет масштаб применения усовершенствованных технологий – хотя по имеющимся данным число случаев использования уникальных технологий от размера предприятия зависит мало.

Предприятия разного размера резко различаются по наличию, истории приобретения и типу прав на недвижимость (см. рис. 1) 1. Значительно коррелирует с размерами предприятий их поведение в области финансов и фактическое финансовое положение.

В среднем, чем меньше предприятие, тем реже оно имеет задолженности и тем чаще оно развивается, используя в основном собственные средства.

Структура источников финансирования мелких и более крупных предприятий значительно различается, и это отражает не только трудности в получении банковских кредитов, но и определенную систему ценностей микропредприятий (см. рис.2)1.

Разнообразные оценки масштаба теневой деятельности предприятий показывают, что с ростом размера предприятия этот масштаб сильно уменьшается. Еще одна особенность российского малого бизнеса – это преимущественно женское занятие. В частности, доля женщин – руководителей малых и средних предприятий с ростом размера предприятий неуклонно уменьшается от почти 70% (микропредприятия с занятостью до 5 человек) до 10% (предприятия с 250-500 работающими) 2.

Таким образом, размер предприятия – это важный аспект анализа состояния предпринимательства и экономики в целом, не менее существенный, чем, например, отраслевой разрез. Его учет целесообразен как при организации статистического наблюдения, так и при разработке политики.  Помимо специфических различий, малые и средние предприятия имеют одну общую проблему – административный заслон государства. Он проявляется уже на первом этапе организации бизнеса – на этапе регистрации. Со временем, накопив опыт ведения дел в новых условиях при имеющихся административных препятствиях, предприниматели создали рынок по их преодолению.

Приведем описание ситуации по данному вопросу сегодня: «Бюрократическая нагрузка» и малый и средний бизнес находятся в «перпендикулярном отношении и не вмешиваются в дела друг друга, невозможно не придти к заключению о желательности такого положения как ориентира, «целевой модели». В то же время, количественное измерение приводит к выводу о том, что общепринятые представления о непомерной «бюрократической нагрузке» на малый и средний бизнес, по крайней мере, несколько преувеличены. Так, исследование 2002 года, по времени предшествовавшее принятию пакета «антибюрократических» нормативных документов, показало, что в среднем регистрация предприятия заняла 49 человеко – дней рабочего времени, стоила официально 235 долларов, а всего пришлось заплатить 357 долларов. Для деятельности 32% предприятий не требовались какие – либо лицензии и разрешения. Для остальных получение нужных лицензий заняло 47 человеко – дней рабочего времени, стоило официально 494 доллара, всего 576 долларов.

Подавляющее большинство (81%) опрошенных предприятий не вело внешнеэкономическую деятельность. Для остальных получение первоначальных документов, необходимых для того, чтобы начать внешнеэкономическую деятельность, заняло в среднем 60 человеко – дней рабочего времени, стоило официально 275 долларов и всего 725 долларов. Для получения текущих разрешений и решения с органами власти вопросов, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности, этим предприятиям каждый месяц требовалось затратить 19 человеко – дней рабочего времени, заплатить официально 171 доллар, и всего 330 долларов. Примечательно также, что сформировавшийся уже давно рынок услуг «по преодолению административных барьеров» демонстрирует значительную эффективность. Это показали исследования, проведенные журналом «Общество и экономика» в 2002 году в 10 регионах России.

В выбранных регионах был проведен опрос руководителей малых предприятий с целью получить количественные оценки затрат времени и денег на всех этапах процедуры регистрации и ликвидации предприятия. В результате были получены детальные данные о денежных затратах и трудоемкости прохождения каждого из этапов процедуры регистрации и ликвидации, а также каждой из процедур в целом. Оценки получены в различных вариантах, как для случая, когда регистрация (ликвидация) была целиком выполнена «под ключ» (см. рис. 3) 1 сторонними юридическими или физическими лицами, так и для случая, когда сотрудники или учредители предприятия лично участвовали на всех или некоторых этапах. На основе этих данных можно получить интегральные оценки сложности процедуры регистрации. Для этого можно оценить стоимость затраченного рабочего времени на основе примерной средней заработной платы в регионе. Далее эту условную сумму можно сложить с суммой денег, фактически затраченной на регистрацию (ликвидацию). Можно проделать и обратную операцию, пересчитав затраченные деньги в рабочие дни. Последняя оценка позволяет сгладить региональные различия в уровне заработной платы и оценить фактическую трудоемкость преодоления административных барьеров 3. Практический вывод: сложность процедуры регистрации в том или ином регионе можно с достаточной точностью оценить рыночной стоимостью услуги по регистрации предприятия.

В заключение статьи необходимо сделать вывод о том, что рассматриваемая проблема имеет «приземленный» характер, и все ее нюансы опробованы реальными людьми на практике, которые надо учитывать всем будущим и настоящим предпринимателям в организации своего дела или в поведении уже действующего предприятия.

Список литературы:

1. Графики 1, 2, 3 основаны на данных из Российского статистического ежегодника 2005г с.345 – 347, с. 465 – 466, с.124 – 125.

2. Долгорукова, И.В. Без женщин жить нельзя / И.В. Долгорукова // Российское предпринимательство. – 2005. - № 3 – с. 107 – 110.

3. Шабанова, М.А. Особенности правового сознания и поведения нового поколения российского бизнес – сообщества / М.А. Шабанова // Общество и экономика. - № 5 – с. 183 – 185.


Другие материалы из раздела Предпринимательство
Предыдущее:
Следующее: Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.