В предыдущей статье уже кратко рассматривались особенности организационного изменения системы качества на основе процессного подхода. Продолжим далее. Итак, для планирования действий по применению процессного подхода целесообразно предпринять следующие планы:
- определение требований потребителя;
- уточнение целей потребителя и выходных целей процесса;
- установление требований к качеству поставок;
- определение критериев эффективности;
- проектирование процесса (последовательность работ, персонал, оборудование и психология);
- разработка системы поэтапного контроля, направленного на улучшение показателей качества входных и выходных данных, показателей эффективности;
- установление коммуникаций в системе и ответственности за качество;
- проверку правильности проектирования по результатам контроля начале процесса.
Предложенный подход как анализ изменений, их причин и последствий нацеливает на использование потенциальных возможностей для создания результативной и эффективной системы качества за счёт дополнительной информации о методах, более детальной проработки отдельных её элементов и функций, разъяснения содержательной части процессов, требований к входной и выходной информации, анализу. Результативность системы качества зависит именно от целесообразности и прогрессивности творческих решений. Подобные выводы можно сделать относительно каждого из элементов системы качества. В качестве примера, подтверждающего сказанное, приведём рисунок 1.
Рисунок 1. – Анализ процессов со стороны руководства.
В соответствии с приведённой схемой анализа в системе качества устанавливаются входные данные (обратная связь от потребителей, результаты аудитов, рекомендации по улучшению) и выходные, то есть решения и действия, направленные на повышение результативности и эффективности системы, улучшения качества продукции и др. Результативность же анализа со стороны руководства, данные выхода этого процесса будут зависеть в конечном итоге от уровня принятых по входным данным решений, от их обоснованности и целесообразности, то есть от творческого потенциала руководителей предприятия. Во всех случаях успех зависит от того, насколько чётко работники понимают суть процессов, насколько целесообразны принимаемые ими решения, от их профессионализма и применения современных методов менеджмента.
При проектировании системы качества необходимо учитывать внутренние ограничения, которые можно определить в следующие группы:
1. Степень подготовленности работников предприятия: организовать постоянное обучение их умению анализировать ситуации, организовывать и осуществлять качественные процессы.
2. Механизм управления качества предполагает отражение результатов всех процессов в соответствующей документации по качеству: анализ результатов деятельности при этом смещается в сторону проверки документов, а не оценки существа дела, должны быть разработаны чётких критериев достаточности документации системы качества.
3. Формальный путь внедрения процессного подхода: возникает из–за навязывания предприятию сертификации системы качества, добровольное внедрение этих стандартов становится фактически обязательным. Этому способствует и то, что оценка системы качества при её сертификации идёт по формальным признакам, даже если оно проводится квалифицированными аудиторами.
4. Непонимание многими работниками сути философии TQM, их неготовностью к практическому применению её принципов; слабой подготовкой специалистов органов по сертификации и экспертов, а также специалистов предприятий, проводящих внутренние проверки.
Данные ограничения (препятствия) можно устранить путём проведения непрерывного постоянного улучшения процессов. Решение данной задачи сводится к следующим этапам:
1. Организационное проектирование и реализация проекта:
- выбор проблем для решения;
- выбор информации для принятия решения;
2. Диагностика изменений:
- анализ симптомов (причин);
- выдвижение гипотез для объяснения причин;
- выбор и конкретизация основных причин.
3. Поиск решения:
- использование альтернатив и проведение их сравнительного анализа;
- разработка системы контроля;
- внедрение решений, контроль и анализ результатов.
4. Удержание достигнутого уровня качества процессов:
- проверка результатов;
- стандартизация процессов в системе;
- выявление путей дальнейшего улучшения.
На современном этапе развития производства переход к рыночным отношениям заставляет предприятия вырабатывать стратегии дальнейшего развития, которые должны помочь им выжить в жестокой конкурентной борьбе как за отечественные, так и за международные рынки. Движение к этой цели в первую очередь связано с необходимостью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.
- определение требований потребителя;
- уточнение целей потребителя и выходных целей процесса;
- установление требований к качеству поставок;
- определение критериев эффективности;
- проектирование процесса (последовательность работ, персонал, оборудование и психология);
- разработка системы поэтапного контроля, направленного на улучшение показателей качества входных и выходных данных, показателей эффективности;
- установление коммуникаций в системе и ответственности за качество;
- проверку правильности проектирования по результатам контроля начале процесса.
Предложенный подход как анализ изменений, их причин и последствий нацеливает на использование потенциальных возможностей для создания результативной и эффективной системы качества за счёт дополнительной информации о методах, более детальной проработки отдельных её элементов и функций, разъяснения содержательной части процессов, требований к входной и выходной информации, анализу. Результативность системы качества зависит именно от целесообразности и прогрессивности творческих решений. Подобные выводы можно сделать относительно каждого из элементов системы качества. В качестве примера, подтверждающего сказанное, приведём рисунок 1.
Рисунок 1. – Анализ процессов со стороны руководства.
В соответствии с приведённой схемой анализа в системе качества устанавливаются входные данные (обратная связь от потребителей, результаты аудитов, рекомендации по улучшению) и выходные, то есть решения и действия, направленные на повышение результативности и эффективности системы, улучшения качества продукции и др. Результативность же анализа со стороны руководства, данные выхода этого процесса будут зависеть в конечном итоге от уровня принятых по входным данным решений, от их обоснованности и целесообразности, то есть от творческого потенциала руководителей предприятия. Во всех случаях успех зависит от того, насколько чётко работники понимают суть процессов, насколько целесообразны принимаемые ими решения, от их профессионализма и применения современных методов менеджмента.
При проектировании системы качества необходимо учитывать внутренние ограничения, которые можно определить в следующие группы:
1. Степень подготовленности работников предприятия: организовать постоянное обучение их умению анализировать ситуации, организовывать и осуществлять качественные процессы.
2. Механизм управления качества предполагает отражение результатов всех процессов в соответствующей документации по качеству: анализ результатов деятельности при этом смещается в сторону проверки документов, а не оценки существа дела, должны быть разработаны чётких критериев достаточности документации системы качества.
3. Формальный путь внедрения процессного подхода: возникает из–за навязывания предприятию сертификации системы качества, добровольное внедрение этих стандартов становится фактически обязательным. Этому способствует и то, что оценка системы качества при её сертификации идёт по формальным признакам, даже если оно проводится квалифицированными аудиторами.
4. Непонимание многими работниками сути философии TQM, их неготовностью к практическому применению её принципов; слабой подготовкой специалистов органов по сертификации и экспертов, а также специалистов предприятий, проводящих внутренние проверки.
Данные ограничения (препятствия) можно устранить путём проведения непрерывного постоянного улучшения процессов. Решение данной задачи сводится к следующим этапам:
1. Организационное проектирование и реализация проекта:
- выбор проблем для решения;
- выбор информации для принятия решения;
2. Диагностика изменений:
- анализ симптомов (причин);
- выдвижение гипотез для объяснения причин;
- выбор и конкретизация основных причин.
3. Поиск решения:
- использование альтернатив и проведение их сравнительного анализа;
- разработка системы контроля;
- внедрение решений, контроль и анализ результатов.
4. Удержание достигнутого уровня качества процессов:
- проверка результатов;
- стандартизация процессов в системе;
- выявление путей дальнейшего улучшения.
На современном этапе развития производства переход к рыночным отношениям заставляет предприятия вырабатывать стратегии дальнейшего развития, которые должны помочь им выжить в жестокой конкурентной борьбе как за отечественные, так и за международные рынки. Движение к этой цели в первую очередь связано с необходимостью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.
Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее: | Изменение системы качества на основе процессного подхода |
Следующее: |
Методы оценки затрат на качество |
Лучшее по просмотрам: | Понятие и принципы TQM |