При проектировании данной системы целесообразно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с определением стратегических целей развития, которые должны быть чётко увязаны с экономическими, коммерческими и социальными целями и имели количественное выражение.
Второй этап состоит в оценке состояния менеджмента качества на предприятии. В зависимости от характера полученных результатов возможны три направления совершенствования, приведённые в таблице 1.
Таблица 1 – Направления совершенствования менеджмента качества в рамках процессного подхода.
Направления совершенствования |
Характеристика работ, действий |
Совершенствование организации работ, предусмотренных элементами системы качества. |
Разработка и анализ исполнения текущих и перспективных планов, разработанных по результатам внутреннего и внешнего аудитов. Анализ требований к качеству, безопасности, надежности и биологичности. Цель – поддержание системы качества в заданном режиме функционирования для обеспечения стабильного положения предприятия в краткосрочном периоде. |
Дополнение системы качества новыми элементами, отвечающими изменениям в единой политике развития предприятия. |
Новые элементы разрабатываются в соответствии с изменением целей, требований потребностей, финансового положения предприятия. Цель – предприятие должно быть заинтересовано в расширении сферы работ по увеличению гарантии качества потребителю и роста доходов. |
Разработка концепции всеобщего менеджмента качества, ориентированного на постоянном улучшении качества, минимизацию затрат и увеличение доходов. |
Использование всего потенциала производства с целью полного удовлетворения требований и запросов всех партнеров по бизнесу. Предполагает подробный анализ деятельности кредита и выработку перспектив развития. |
И, наконец, третий этап связан с детальной проработкой выбранных направлений совершенствования и составлении программы конкретных действий в соответствии с целями, задачами данного этапа развития предприятия.
Любые организационные решения должны происходить с учетом определенных принципов. В данном случае необходимо выделить несколько основополагающих принципов практирования системы, ориентирующих на установление взаимосвязей с положением стандарта ИСО 9000: 2000.
МС ИСО серии 9000: 2000 предполагает организациям строить системы менеджмента качества на основе восьми принципов: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессное управление; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений на основе факторов; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Универсальность восьми принципов очевидна для любой системы менеджмента. Отметим ещё одно, существенное обстоятельство МС ИСО 9001 предполагает организациям использовать методологию “ планируй, – выполняй, – проверяй, – корректируй “, известную как цикл Деминга – Шухарта. Характеристика принципов, применительно к новой системе менеджмента качества приведена в таблице 2.
Таблица 2 Принципы функционирования системы менеджмента качества процессов.
Наименование принципа |
Реализация принципов стратегии проектирования |
|
Принцип 1. Ориентация предприятия на заказчика. |
В основе управления качеством должно быть положено не, сколько учёт конкретных потребностей заказчика, сколько понимание всех возможных требований. Данная деятельность должна включать: анализ контракта, корректировку продукции и корректировку процессов. |
|
Принцип 2. Ведущая роль руководства. |
Высшее руководство отвечает за разработку стратегии и тактики по всем аспектам бизнес – деятельности. Руководство должно гарантировать осуществление внутренних и внешних процессов. |
|
Принцип 3. Вовлечение людей |
Персонал должен быть квалифицирован и способен осуществить свою работу качественно. Процесс подготовки обучения и аттестации кадров является основной составляющей системы менеджмента качества. |
|
Принцип 4. Процессное управление. |
Качество процессов обеспечивает качество результатов (продукции). Для обеспечения качественного выхода необходимо обеспечить качество всех процессов. Руководство должно организовать деятельность, спланированную на “ выход “, обеспечив при этом качество “ входа “. Все процессы производителя должны обеспечивать гарантию удовлетворённости потребителя. |
|
Принцип 5. Системный подход к управлению. |
Система качества должна объединять процессы создания продукции с процессами, позволяющими проверять соответствие продукции потребностям заказчика. Система качества должна строиться с учётом конкретных особенностей предприятия и быть эффективной с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований заказчика. |
|
Принцип 6. Постоянное улучшение. |
Планирование менеджмента качества процессов должно быть основано на тщательно проработанных корректирующих и предупреждающих действиях. |
|
Принцип 7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.
|
Система обеспечения включает факты и данные, получаемые в ходе внутренних и внешних аудитов. При анализе особое внимание необходимо уделять данным, используемых, для повышения уровня удовлетворённости заказчика. |
|
Принцип 8. Взаимовыгодные взаимоотношения с поставщиками. |
В ходе проектирования процессов в системе качества необходимо установить и документировать требования, которые должны соблюдать поставщики, а также спланировать действия по проведению анализа и оценке способности поставщика выполнить указанные требования. Необходимо укреплять доверие и вырабатывать совместные обязательства в отношении уровня удовлетворённости заказчика. |
Как следует из выше приведённых принципов основу рассматриваемого подхода составляет качество всех процессов, которое должно быть "равно" качеству продукции. Для оценки данного показателя целесообразно использовать следующие группы критериев:
- результативность – качество продукции должно максимально;
- эффективность – время протекания процессов и издержки должны быть максимальны;
- адаптивность – изменения должны внедряться также быстро, как изменяется ситуация на рынке.
Подробная характеристика данных показателей представлена в таблице 3.
Таблица 3 Содержание показателя "качество процесса".
Направление показателя |
Сущность оценки |
1. Результативность |
Отражает степень соответствия готовой продукции проекту. Если достигнута бездефектность готовой продукции, то это означает высокую результативность производства, если потребительская ценность соответствует требованиям заказчика – высокой результативности всего предприятия. Результативность достигается: качеством продукта, пунктуальностью выполнения работ, временем исполнения заказа. |
2. Эффективность процесса |
Показывает, как хорошо используются выделенные ресурсы. Оценивается соотношением выходных затрат по ресурсам, к входным затратам. При этом затраты времени и ресурсов будут минимальными. Можно оценить показателем “ производительность процесса “ тоесть, сколько человеко-часов потрачено на производство одной единицы использованного ресурса. Эффективность достигается оптимизацией затрат, уменьшением времени исполнения заказа (скоростного процесса). |
3. Гибкость процесса |
То есть, эластичность, способность к адаптации, приспосабливаемость к изменениям условий за счёт внешних и внутренних причин. Обеспечивается оптимизацией параметров процесса, тоесть откликом изменения требований рынка. |
Как показали теоретические исследования, появление дефектов в процессах производства неизбежно и поэтому неизбежны издержки на их исправление. Но, в тоже время внедрение процесса поэтапного контроля позволяет сократить как качество дефектов, так и издержки на их устранение.
Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее: | Методы учета влияния изменений качества продукции на размер цены реализации |
Следующее: |
Планирование внедрения изменений в систему качества предприятия |
Лучшее по просмотрам: | Понятие и принципы TQM |