EKportal.ru // СТАТЬИ // Управление качеством // Понятие и классификация затрат на качество. Часть втораяКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Понятие и классификация затрат на качество. Часть вторая

Автор: EKP stat
Дата: 2013-02-09 11:56
В настоящее время признается не только возможность определения затрат на качество, но и их первостепенное значение в решении управленческих и технических проблем в планировании всей производственной деятельности. То есть расходы на качество представляют собой механизм, облегчающий руководству фирмы, а также специалистам в области управления качеством принимать эффективные решения.

Значимость показателя «затраты на качество» раскрывается в следующих положениях.
1. Как средство оценки качества, позволяет определить суммы затрат на каждую работу по менеджменту качества и тем самым выявить пути снижения и составить оптимальную программу расходов на качество.
2. Как средство анализа процессов обеспечения качества позволяет выявить «слабые места» в производстве, описать проблему и поставить задачи по ее эффективному решению.
3. Как средство планирования мероприятий по улучшению качества. Планирование мероприятий включает разработку программы по качеству, одним из основных пунктов которой является распределение имеющихся в наличии средств и ресурсов для проведения запланированных мероприятий. Поскольку ресурсы обычно ограничены, «расходы на качество» являются тем инструментом, с помощью которого определяют как порядок проведения мероприятий, так и их рентабельность (эффективность). Подобное планирование позволяет мобилизовать усилия всех работников фирмы на улучшение качества и сокращение расходов на него.
4. Как средство финансового планирования. Данные о расходах на качество обеспечивают инвестирование программы, необходимое для ее выполнения. Постановка долгосрочных задач нацеливает на необходимость оценки качества опытного образца и дальнейшего обеспечения высоконадежной продукции. Реальное финансовое планирование для выполнения программы может проходить поэтапно с интервалом в 2 – 3 года, что позволит эффективно использовать ресурсы.
5. Как средство прогнозирования. Данные о расходах на качество позволяют оценить и обеспечить качество изделия в соответствии с целями, дать обоснованную оценку издержек производства при внедрении новых технологий, новых видов продукции с учетом их конкурентоспособности на рынке сбыта. Также эти данные позволяют объективно оценить эксплуатационные характеристики изделия с точки зрения расходов на техобслуживание и предоставление гарантий, включая расходы на ремонт, замену вышедшего из строя изделия, возврат продукции или рассмотрение исков об ответственности за качество выпускаемой продукции.
6. Как средство увеличения прибыли и роста доходности. Расходы на качество имеют решающее значение при определении прибыли на инвестированный капитал, то есть сэкономленные средства от снижения потерь в производстве из-за неудовлетворительного качества можно использовать для разработки и внедрения новых технологий. Информация о возможной прибыли позволяет определить степень фактического соответствия проекта поставленным задачам и обосновать целесообразность продолжения работ по новому проекту. Также оптимизация расходов на качество, то есть увеличение их на предупредительные меры и снижение потерь по рекламациям позволяют увеличить прибыль (эффект стократного снижения затрат, рассмотренный в первом разделе).

Описанные подходы к решению проблемы оценки и анализа затрат на качество позволяют наметить реальные пути их снижения и обеспечить прибыльность уже в первый год функционирования системы менеджмента качества.
Польза от измерения затрат на обеспечение качества для системы TQM заключается в следующем:
  • представление затрат на предупреждающие и регулирующие меры, а также меры по исправлению ошибок позволяют постоянно оптимизировать производство;
  • предложение корректировочных мероприятий и мер по улучшению отвечают цели снижения издержек производства и повышения производительности;
  • выявление убыточных областей позволяет постоянно совершенствовать процесс управления производством и обеспечения качества;
  • конкретные экономические предложения используются при формировании политики по качеству.
Можно выделить конкретные функции по управлению относительно «затрат на качество» такие, как: предложения по снижению издержек; оптимизация затрат; установление причин возникновения затрат; выявление возможностей по улучшению качества продукции; оценка финансового риска при инвестировании мероприятий по качеству.
Рассмотрим некоторые подходы к классификации затрат на качество, принятые в практике российских предприятий.
Затраты на улучшение качества продукции на предприятии в основном принято подразделять на три вида: исправление дефектов (брака),  оценка качества продукции и предупреждение возникновения дефектов (брака). Что касается потерь от   брака, то они являются следствием допущенных нарушений в ходе технологического процесса производства и характеризуют недостатки в осуществлении контроля за обеспечением уровня качества продукции, соответствующего действующим стандартам.

В современных условиях управления производством различают два направления, связанных с изготовлением и выпуском продукции.
К первому относится выпуск изделий определенного качества, заложенного на этапе проектирования. Ко второму  - модернизация выпускаемых изделий, направленная на достижение качественных параметров, превышающих требования существующих технических условий и стандартов, на достижение уровня лучших мировых образцов.
В связи с этим встает задача организации учета затрат по целевым направлениям: во-первых, затрат на обеспечение уровня качества продукции, предусмотренных техническими условиями  или действующими стандартами, и во-вторых, затрат, связанных с улучшением уровня качества продукции, превышающего требования действующих технических условий и стандартов, т.е. затрат на создание изделий улучшенного качества.
Все эти затраты имеют своей целью повышение качества продукции. Необходимость же разграничения их в учете на две группы обусловливается их различной экономической природой, различным значением для оценки результатов деятельности предприятий.
Первая группа затрат возмещается предприятию-изготовителю в пределах утвержденных оптовых цен. Поэтому перерасход по этой группе затрат при прочих равных условиях снижает прибыль и рентабельность предприятия.
Вторая группа – возмещается потребителями за счет надбавки к оптовым ценам, в результате чего увеличивается прибыль и повышается рентабельность производства. Здесь возникает необходимость обеспечить сопоставимость суммы дополнительных затрат с величиной полученной надбавки к оптовой цене и определить экономическую эффективность мероприятий.

Рассмотрим состав обеих указанных групп затрат.
1. В условиях существующего учета возможно и целесообразно полнее выявлять затраты на обеспечение качества, включаемые в себестоимость продукции. К ним относятся: затраты на контроль и испытания; затраты на содержание служб качества; затраты, обусловленные дефектами изделий, которые подразделяются на убытки от окончательного брака продукции и убытки по рекламациям потребителей и затраты на исправление брака.
В затратах на обеспечение определенного  уровня качества профилактика брака и оптимизация затрат на качество составляют незначительную часть общих затрат.
2. Затраты второй группы на повышение качества возникают, в основном, в процессе реализации решений, направленных на повышение научно-технического уровня стандартов, нормирования  и оценки показателей качества продукции.
В связи с применением более дорогих сырья и материалов, добавочных трудовых операций, увеличением времени работы оборудования, выпуском  различных вариантов изделий при их экспорте и т. д. возникают дополнительные затраты.
Для организации учета дополнительных затрат на повышение качества продукции важное значение имеет группировка затрат по времени их возникновения и источникам возмещения.

В зависимости от времени возникновения дополнительные затраты делятся на текущие и единовременные. Текущие затраты прямо относятся на себестоимость тех изделий, с улучшением качества которых они связаны. Их целесообразно планировать и учитывать обособленно по мере внедрения мероприятий, связанных с повышением качества продукции. Единовременные же затраты, связанные главным образом с изменением производственных фондов предприятия, носят разовый характер и влияют на повышение качества нескольких видов продукции. Деление затрат на единовременные и текущие связано с их группировкой по источникам возмещения затрат.



Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее:Понятие и классификация затрат на качество. Часть первая
Следующее:
Лучшее по просмотрам:Понятие и принципы TQM
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.