EKportal.ru // СТАТЬИ // Управление качеством // Концептуальная модель системы менеджмента качества современного предприятияКонтактыКарта сайта
Вход
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Концептуальная модель системы менеджмента качества современного предприятия

Автор: Гуржей Е. Б.
Дата: 2009-01-30 12:11

Рассматривая содержание данных функций системы менеджмента качества, можно сказать, что их целью является обеспечение качества продукции путем совершенствования всей деятельности на предприятии. Для реализации данной функции необходимо построить логическую цепочку процессов и определить ресурсное обеспечение. На основе анализа базовых принципов, функционирующих процессов и ресурсного обеспечения построим концептуальную модель TQM (рисунок 1).

Рассмотрим содержание базовых элементов, некоторые из которых ранее рассмотрены в качестве основных принципов управления системы TQM:

Приверженность руководства идеям всеобщего качества. Система менеджмента качества находится в компетенции не заместителей, а первого лица (полагаю, никто не станет спорить, что во главе системы менеджмента предприятия стоит директор). Успех или провал тех или иных реформ зависит от способности руководства управлять ими [3]. Персонал, как правило, следует примеру руководства. Если руководство демонстрирует боевой настрой, то и остальной персонал проникнется теми же настроениями. Если же руководители лишь болтают попусту, колеблются и отступают назад, то и работники будут относиться к изменениям как к чему-то несерьезному. Искреннее стремления руководителя к изменениям в организации один из важнейших факторов успешного достижения цели.

Мониторинг процессов и видов деятельности. Организация должна планировать и осуществлять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для постоянного повышения результативности системы менеджмента качества. В разделе 8.4 стандарта ИСО 9001:2000: «Анализ данных» говорится о том, что организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Таким образом, поиск путей и направлений повышения результативности TQM должен производиться на уровне всей организации. На этом же уровне должны планироваться и мероприятия, которые затем уже реализуются на уровне процессов. В результате применения такой методологии действительно требуется улучшать некоторые процессы, но решающим является улучшение системы в целом. Отсюда можно сделать вывод о том, что и критерии, по которым оценивают улучшение, должны находиться на системном уровне, а не на уровне процессов.

Стратегия успеха и эффективность политики по качеству. Стратегическое планирование организационных изменений гарантирует, что компания ведет себя правильно. В контексте управления изменениями стратегический план должен устанавливать, в каких изменениях нуждается организация. После того как установлено, что нужно делать, следующим шагом должно быть распределение ответственности за то, чтобы требующиеся изменения происходили должным образом.

Если стратегический план перестройки организации устанавливает, к чему она должна стремиться, то ее бизнес-план объясняет, как можно достичь поставленных стратегических целей и что для этого требуется. Управление изменениями представляет собой процесс выполнения стратегических требований, а деловое планирование должно быть ориентировано на установление направлений работы персонала внутри компании или вне ее в поисках источников финансирования требующихся инвестиций. Бизнес-планы могут содержать перечни организационных изменений и стратегии развития в области маркетинга, производства и управления человеческими и финансовыми ресурсами.

Межфункциональное управление процессами. Управление процессами, протекающими в организации в соответствии с современными стандартами строится в следующей последовательности:

  • шаг 1 - Формирование системы процессов;
  • шаг 2 - Планирование процесса;
  • шаг 3 - Обеспечение процесса;
  • шаг 4 - Управление процессом;
  • шаг 5 - Улучшение процесса.

Для каждого процесса, определённого на первом шаге и находящегося в управляемом состоянии, для достижения целей улучшения необходимо инициировать проведение улучшения. При этом должна быть сформирована группа по улучшению. В зависимости от сложности процесса и размера организации в состав группы могут включаться специалисты и руководители подразделений, участвующих в процессе. Все участники этой деятельности должны принять идеологию PDCA, выбрать один из практических циклов улучшения для планирования работы группы, освоить и применить на практике методику описания процесса для его анализа и стандартизации [1].

Оценка затрат и эффективности. Для чего же необходимо определять и анализировать затраты на качество? Дж. Шоттмиллер ответил на этот вопрос следующим образом: «Руководители компаний говорят на «языке денег». Система учета затрат на качество позволяет количественно выразить результаты выполняемых проектов и представляет собой измеритель качества, связанный с финансовыми показателями» [2].

По мнению автора главные факторы успеха при реализации программы оценки затрат на качество:

  • объединение учета затрат на качество со стратегическими инициативами руководства;
  • выявление скрытых затрат на качество;
  • интенсивное обучение учету затрат на качество;
  • создание кроссфункциональных команд;
  • электронный сбор данных;
  • ежемесячная и ежеквартальная отчетность;
  • отказ от ненужных измерений;
  • использование значимых единиц измерения, допускающих графическое представление;
  • использование затрат на качество как связующего звена между инициативами и инвестициями в области качества.

Таким образом, опираясь на основные положения, рассмотренные в ходе исследования представленной модели, позволят современным российским предприятиям облегчить задачу внедрения концепции тотального менеджмента качества в свою практику.

Список литературы

1.  Методика менеджмента процессов в системе качества / quality.eup.ru/material.html

2. Затраты на качество: от теории к практике Автор(ы): М. В. Балукова, журнал "Методы менеджмента качества" (№3, 2005)

3.  И. В. Каблашова Всеобщий менеджмент качества (TQM). Перспективы,  проблемы,  решения. Воронеж 1999г. - 158 c.


Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее:Понятие и принципы TQM
Следующее: Понятие и сущность управления качеством на предприятии
Лучшее по просмотрам:Понятие и принципы TQM
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2017 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.