EKportal.ru // СТАТЬИ // Логистика // Управление цепочкой поставок: современный этап развитияКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Управление цепочкой поставок: современный этап развития

Автор: Белоусова Ю.Г.
Дата: 2008-04-16 18:33

Производственно-логистические процессы претерпевают постоянные изменения, что приводит к появлению новых подходов и концепций к организации и управлению материальными и информационными потоками, адекватных уровню развития рыночных отношений. Их эволюцию с 1950-х годов до настоящего времени, с нашей точки зрения, целесообразно представить в виде рисунка 1. За рассматриваемый промежуток времени произошел переход от ненасыщенного «рынка производителя» к насыщенному «рынку потребителя», существенную роль стали играть требования потребителя к высокому качеству товаров, скорости, гибкости и индивидуальному подходу при выполнении заказа.

Современная ступень развития производственных отношений характеризуется такими понятиями, как:

инновативность (использование инновационных технологий);

самоорганизация (формирование организационных структур, адекватных динамике рынка);

компетенции (развитие тех направлений деятельности, по которым предприятие является наиболее конкурентоспособным);

виртуальность и взаимодействие (участие в различных сетевых структурах, логистических цепях, виртуальных предприятиях, широкое использование Интернет-технологий).

Это обуславливает возникновение и стремительное развитие концепции IRP, которая охватывает все задачи автоматизации предприятия на базе систем управления знаниями и нейронных сетей, и концепции «Управление цепочкой поставок».

Как показывает анализ отечественной и зарубежной литературы и опыт практического внедрения принципов стратегической кооперации в деятельность предприятий, на практике и в теории концепция SCM понимается в самых различных аспектах – от простого согласования планов сбыта и поставок несколькими компаниями до всеобъемлющей концепции управления бизнесом в XXI веке, в которой поставка изделий или услуг конечному пользователю рассматривается как процесс, управляемый независимо от границ между предприятиями с целью увеличения ценности бизнеса всех его участников. SCM подчеркивает тот факт, что недостаточно сосредоточиться только на улучшении часто изолированных внутренних процессов и функций (рисунок 2), потому что деловые действия предприятия включают сеть отношений, далеко выходящих за стены компании.

Локальная оптимизация, несогласованность действий и недостаточный информационный обмен между участниками производственно-хозяйственной деятельности могут привести к Bullwhip-эффекту («эффекту хлыста»), т.е. к ситуации, когда незначительные изменения спроса приводят к значительным отклонениям в планах производства, снабжения и т.д., что нарушает бесперебойное движение материальных и информационных потоков, вызывая риск невыполнения заказа. Поэтому назначение SCM заключается в том, чтобы управлять и совершенствовать сложную сеть отношений между предприятиями через интеграцию связей, предоставление и совместное использование технологий, информации и ресурсов.

Информационные системы, применяемые для управления цепочками поставок, можно подразделить на две группы:

1) системы для стратегического и тактического планирования (Supply Chain Planning – SCP);

2) системы для управления исполнением в режиме реального времени (Supply Chain Execution – SCE).

По оценкам аналитиков, различия между SCP и SCE-системами постепенно стираются, поскольку разработчики первых постоянно добавляют в них функции по обработке информации в режиме реального времени. SCP/SCE-системы поставляются и как самостоятельные решения, и в составе комплексных ERP-систем.

Основу SCP-систем составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков (Advanced Planning and Scheduling – APS или Advanced Planning and Optimization – APO). APS-системы предназначены для разработки календарного графика пополнения запасов по всем узлам цепочки поставок и формирования требований на производство и транспортировку необходимой продукции. Основой для этого служит текущая информация о прогнозах спроса, уровне запасов, сроках поставок, взаиморасположении торговых партнеров и т. д. При изменении этой информации APS-система позволяет оперативно проанализировать перемены и внести необходимые коррективы в расписание поставок и производства. Например, при появлении новых заказов можно буквально в течение нескольких минут изучить возможность его выполнения и подготовить соответствующие заявки на производство и транспортировку.

В первую группу также входят системы для совместной разработки прогнозов. Они ориентированы на торговые пары «поставщик-покупатель» и позволяют сравнивать информацию о прогнозах спроса, поступившую от клиентов, с прогнозами наличия необходимой продукции, полученной от поставщиков. Результатом является сбалансированный прогноз, согласованный с обеими заинтересованными сторонами. В основе работы этих систем лежит стандарт совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment - CPFR), разработанный ассоциацией VICS (Voluntary Interindustry Commerce Standards).

Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

Подгруппа SCE-систем представлена тремя видами программных продуктов:

1) системы для управления складом (Warehousing Management Systems - WMS) дают возможность контролировать заполненность складских площадей, задавать правила сортировки, упаковки и складирования грузов, оценивать состояние запасов в режиме реального времени. WMS-системы могут интегрироваться с оборудованием для обработки штрих-кодов и автоматическими складскими системами;

2) системы для управления перевозками (Transportation Management Systems - TMS) позволяют сформировать оптимальный план транспортировки товаров и материалов (с учетом необходимых сроков поставок, возможных видов транспорта, графиков работы и т. д.), подготовить оптимальную схему загрузки транспортных средств, отслеживать грузы, находящиеся в пути;

3) системы для управления заказами (Order Management Systems - OMS) помогают покупателю сформировать заказ с учетом его индивидуальных требований, позволяют оценить возможность выполнения заказа и могут предложить альтернативные варианты (используя данные о наличии продукции и запланированных поступлениях). В случае производственной необходимости OMS-система передает информацию о заказе в APS-систему для оценки возможности его выполнения. После того как заказ размещен, OMS-система позволяет его отслеживать на всех стадиях с помощью информации, полученной из WMS-, TMS- и MES-систем.

MES-системы (Manufacturing Execution System), хотя и не имеют прямого отношения к SCE-системам, но в последнее время все чаще интегрируются с программным обеспечением для управления цепочками поставок, благодаря чему можно контролировать состояние заказа не только на складе или в процессе транспортировки, но и в производстве.

На отечественном рынке представлены SCM-решения различного уровня в рамках комплексных ERP-систем Baan, OneWorld (J. D. Edwards), Oracle Applications, iRenaissance, AXAPTA, SyteLine, Vantage (Epicor Software), а также отечественные "Галактика" и "1С: Предприятие". Компания SAP продвигает Web-решение mySAP.com., а IBM - собственную разработку, независимую от ERP-систем. Есть и локальные SCM-продукты.

Примеров успешного применения концепции SCM для ведения бизнеса на сегодняшний день достаточно много. При этом встречаются два наиболее распространенных типа объединения предприятий в цепочки поставок:

1) стратегическая кооперация в области закупок;

2) стратегическая кооперация в области производства.

Принципы работы сети американских супермаркетов Wal-Mart уже становятся классикой SCM в области закупок. Внедрение данной концепции в Wal-Mart началось с сотрудничества с компанией Procter&Gamble. До того как эти два гиганта начали внедрять SCM в конце 80-х годов, производители и продавцы были закрыты друг для друга в области обмена информацией на уровне планирования. Ситуация изменилась, когда было разработано программное обеспечение, соединившее центры дистрибуции Wal-Mart и производственные мощности P&G. Система позволила P&G производить мониторинг на уровне магазинов в режиме «on line». Сразу же по прохождению товаром кассы становилось известно об изменениях в запасах на складах Wal-Mart, что позволило оптимизировать процесс производства и доставки. Была автоматизирована система выставления и оплаты счетов. За счет сокращения времени поставок, складских затрат и потерь от недостачи продуктов компания P&G получила возможность предлагать Wal-Mart рекордно низкие цены на свою продукцию.

В конце 90-х годов прошлого века компания Levi’s переживала достаточно серьезный кризис, и ситуация не исправлялась до тех пор, пока Levi’s не запустил совместный проект с той же Wal-Mart и не наладил систему эффективных поставок. До 2000 года в компании Levi’s производили джинсы, когда считали нужным, а показатель своевременности доставки товара в точки продаж составлял 65%. Не вовремя доставленный товар зачастую оставался некупленным. Требования же Wal-Mart к поставщикам заставили Levi’s разработать адекватную электронную систему учета товара, что позволило соответствующим отделам компании в режиме реального времени наблюдать динамику продаж в любой розничной точке и получать информацию о том, что еще нужно произвести. Это открыло возможность обеспечения своевременности поставки в розничные сети с уровнем 95%, т.е. на 30% выше, чем до внедрения SCM.

На принципах SCM основана и работа крупнейшей немецкой сети универмагов Galeria Kaufhof, особенностью которой является использование технологии RFID (Radio Frequency Identification – радиочастотная идентификация). Данная технология позволяет обеспечить высокий уровень оперативности информации на основе использования специальных технических устройств бесконтактной передачи данных на всех участках цепи – от полок универмагов до отделов дизайна и проектирования одежды. В настоящий момент реализована полная информационная интеграция с крупнейшей немецкой компанией – производителем верхней одежды Gerry Weber.

Стратегическая кооперация в области производства на принципах SCM в международной практике распространена в виде субконтрактинга – вида производственной кооперации, основанного на принципах аутсорсинга работ или процессов. Наибольшее его распространение наблюдается в машиностроении, радиоэлектронной, электротехнической, легкой промышленности, а также в отраслях металлообработки, обработки пластмасс и электронной промышленности, где на долю логистических цепей приходится 88,26% от общего объема производства.

Наибольшее значение имеют логистические цепи для автомобилестроения. Из приблизительно 10000 частей и деталей, из которых состоит автомобиль, 9980 (до 80% создаваемой стоимости) производятся субконтракторами. По результатам исследования, проведенного в Японии, переход на схему организации производства и логистики по принципам SCM позволил добиться снижения цен (36%), повышения качества (28%), доступа к новейшим технологиям (22%), повышения своевременности поставок (14%).

Приведем несколько примеров по организации системы SCM. Такие гиганты рынка, как Cisco и Toyota, благодаря SCM значительно сократили время изготовления продукции. Компания Iohnson Controls, являющаяся субконтактором компании Ford, может принять заказ на изготовление автомобильного сиденья и исполнить его в течение четырех часов. В результате акцентирования внимания на продолжительности производственного цикла ряд фирм, в том числе Wal-Mart, P&G, Flextronics и др., существенно повысили свою корпоративную эффективность.

В России кооперация на принципах SCM формируется в основном в торговле и на предприятиях судо-, авиа- и машиностроения, где наибольшее распространение получила идеология CALS-технологий (непрерывности поставок продукции и поддержки ее жизненного цикла), базирующихся на разработках в области создания систем информационной поддержки процессов, протекающих в ходе всего жизненного цикла продукции и ее компонентов. К примеру, активное продвижение торговой сети «Перекресток» в регионы побудило ее руководство заняться масштабной модернизацией устоявшейся системы логистики посредством построения эффективной системы управления цепочками поставок на основе SCM, используя мировой опыт, и в частности, опыт компании i2. По истечении 6 месяцев работы системы SCM (решение Exceed 4000) в распределительном центре «Пятерочки» коэффициент использования складских площадей вырос на 40%, точность сборки заказов увеличилась в 7,5 раз (до внедрения системы при сборке заказов ошибка составляла 5%, а после внедрения – 0,65%), на 25% увеличилась эффективность работы персонала и складской техники. В результате к лету 2004 г. «Пятерочка» получила возможность выйти на более глобальный уровень координации товарно-транспортных потоков.

Список литературы

1. Белоусова Ю.Г. Этапы развития логистики как науки об управлении материальными и информационными потоками // Материалы внутривузовской научно-практической конференции «Экономика, организация и управление производством». – Воронеж: ВГТУ, 2006.

2. Белоусова, Ю.Г. SCM. Сущность, значение, эффективность // Материалы международной научно-практической конференции «Менеджмент предпринимательских формирований на основе инновационных компетенций». – Воронеж: ВГТУ, 2007. – С. 22-23.

3. Гришаева, О., Шумаев, В. Логистическая координация материальных потоков как конкурентное преимущество // РИСК, №2, 2005. – С. 22 – 27.

4. Джонсон, Дж. С. Современная логистика / Дж. Джонсон, Д. Ф. Вуд, Дениел Л. Вордлоу: Пер. с англ. – М., 2004. – 624 с.

5. Иванов, Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация / Д.А. Иванов. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.

6. Конев, О. SCM - управление цепочками поставок / О. Конев  // Business Online. – 2002. - №4.

7. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / М. Кристофер - СПб: Питер, 2004. - 312 с.

8. Тяпухин, А., Тяпухина, О. Концепции управления логистическими системами // РИСК, №4, 2003. – С.20 – 27.

9. Управление корпоративными ресурсами: Основы систем класса MRP-MRPII. Стандарт MRPII. Структура и основные принципы работы систем, поддерживающих этот стандарт / Г. Верников // cfin.ru/vernikov/ - 2001.

10. Шоль, Е., Шумаев, В. Информационное обеспечение логистических технологий // РИСК, №1, 2006. – С.12 – 18.


Другие материалы из раздела Логистика
Предыдущее:SCM. Сущность, значение, эффективность
Следующее: Виртуальные предприятия как одна из тенденций развития концепции SCM
Лучшее по просмотрам:Cистема организации материальных и информационных потоков на предприятиях в рамках цепочки поставок
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.