В современных экономических условиях, при столь быстром уровне развития науки и техники, практически во всех областях деятельности предприятия информационные технологии используются в том или ином виде. Рассматривая такую важную сферу на любом крупном промышленном предприятии как техническое обслуживание и ремонт оборудования, отметим, что существующие специализированные программные комплексы позволяют значительно повысить эффективность данной деятельности.
В настоящее время техническое обслуживание оборудования представляет собой сложный комплекс технических и организационных мероприятий, осуществляемых в процессе эксплуатации технических объектов с целью обеспечения требуемой эффективности выполнения ими заданных функций. Ему подлежат все технические объекты - работающие по прямому назначению, так и находящиеся на хранении, транспортируемые, подготавливаемые к работе после хранения или транспортировки [1]. Вполне понятно, что с развитием вычислительных систем начали предприниматься попытки часть таких трудоемких работ выполнить с использованием компьютерной техники и созданием специализированного программного обеспечения.
В 80-х годах прошлого века в США, появились первые компьютеризированные системы, позволяющие хранить и обрабатывать большие объемы информации по имеющемуся на предприятиях оборудованию и его текущему состоянию, так называемые CMMS – системы - системы управления техническим обслуживанием (от англ. Computerized Maintenance Management Systems). Данные системы были ориентированы на сокращение затрат по обслуживанию оборудования и повышению его производительности (в частности коэффициента готовности) [2]. Отметим также, что CMMS – системы рассчитаны на автоматизацию управления бизнес-процессами строго в рамках планово-предупредительного обслуживания и ремонтов.
В конце 90-х годов ХХ века на их основе были разработаны так называемые ЕАМ-системы (от англ. Enterprise Asset Management, данный термин ввела компания Gartner Group) - системы комплексного управления основными фондами. Главное отличие ЕАМ-систем от CMMS-систем заключается в том, что первые позволяют управлять всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки, до последующего обслуживания, ремонтных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. ЕАМ-система включает в себя систему поддержки принятия решений, например, систему мониторинга эффективности работы оборудования. Ниже выделим ключевые свойства ЕАМ-систем:
- управление документооборотом, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ;
- управление складскими запасами и пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов;
- управление обсуживающим и ремонтным персоналом, анализ квалификации, учет посещаемости;
- управление обсуживающим и ремонтным персоналом, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учет посещаемости;
- регистрация всех расходов на ремонтные работы и сравнение их с запланированными;
- проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования;
- предупредительное обслуживание, основанное на текущих условиях (ремонт по состоянию).
Результаты внедрений ЕАМ-систем на иностранных и отечественных предприятиях свидетельствует об их высокой эффективности. По мнению В. Савенко, применение EAM-систем обеспечивает существенное снижение затрат на техническое обслуживание и ремонты оборудования, повышает готовность и производительность оборудования при его использовании в производственных процессах. В таблице 1 представим полученные улучшения после внедрения ЕАМ-систем на предприятиях при техническом обслуживании и ремонте оборудования по данным исследований консалтинговых организации A.T. Kearney, ARC Advisory Group и SMRP.
Таблица 1 - Улучшения по результатам применения ЕАМ-систем
По данным A.T. Kearney |
По данным SMRP |
По данным ARC Advisory Group |
Повышение производительности работ по ТОиР : 29%. Повышение коэффициента готовности оборудования: 17% Сокращение складских запасов: 21%. Сокращение аварийных работ: 31%. Сокращение сверхурочных работ: 22%. Сокращение времени ожидания запчастей: 29%. Сокращение срочных закупок ТМЦ: 29%. |
Повышение безопасности: 20-50%. Повышение производительности работ по ТОиР: 40-55%. Сокращение длительности ремонта: 20-50%. Уменьшение капитальных затрат (замен): 50-90%. Сокращение страховых запасов ТМЦ: 50-90%. Сокращение затрат на эксплуатацию: 10-40%. Сокращение неплановых простоев оборудования: 30-40%. |
Увеличение срока службы оборудования. Повышение производительности труда ремонтных служб. Увеличение производительности оборудования. Более оперативное выполнение восстановительных ремонтов. Сокращение излишков складских запасов. Увеличение коэффициента готовности. Уменьшение числа поломок и простоев. |
Среди наиболее распространенных ЕАМ-систем выделим такие продукты как MAXIMO, IFS, SAP, T-FACTORY 6 EAM, ЕМРАС и Mincom. Система ЕМРАС наиболее востребована в США, IFS – в Европе, Mincom – в Азии, а SAP – в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидирующими системы Intentia, IFS и MAXIMO, а для крупных – SAP и IFS. В России рынок EAM-систем в настоящее время представлен такими иностранными продуктами как ЕМРАС, MAXIMO (версия 4i), MIMS, iMaint, и российскими разработками – TRIM и "1С: Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования". В таблице 2 представим основные особенности данных систем [5].
Таблица 2 - Особенности ЕАМ-систем, используемых в РФ
Наименование и производитель |
Основные особенности |
ЕМРАС (Indus International, США) |
Обладает встроенными механизмами для интеграции с системами АСУ ТП и другими системами, используемыми на предприятии, и полностью интегрируется с имеющейся производственно-хозяйственной деятельностью, позволяет решать весь комплекс задач связанных с технических обслуживанием оборудования. |
MAXIMO 4i (MRO Software, США) |
Представляет возможности полнофункционального управления движением документов, которое упорядочивает работы по обслуживанию и настройке оборудования, настраивается под существующие на предприятии бизнес-процессы, система может работать на базе любой широко используемой аппаратной платформы и операционной системы, а также использовать все популярные SQL-базы данных. |
MIMS Mincom, Австралия |
Обладает хорошей гибкостью, работает с существующими бизнес-процессами предприятия и повышает их эффективность. Продукт полностью интегрирован, с его помощью модернизируется производственная деятельность и обеспечивается точная, оперативная информация в режиме реального времени. |
iMaint (DPSI, США) |
Является одной из самых современных систем управления основными фондами, решает полный комплекс задач, связанных с техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, закупками материалов и комплектующих для ремонтов, управлением складами запчастей, расчетом себестоимости ремонтных работ. |
TRIM, (НПП "СпецТек", Россия) |
Используется для автоматизации процессов управления при планировании, проведении и обеспечении ТОиР, анализе результатов ТОиР и эксплуатации, разработке стратегии и мероприятий, связанных с владением производственными фондами. Предназначена для средних и крупных предприятий. |
"1С: Предприятие 8. ТОИР ". |
Является интегрированным решением, включает модули для ведения справочной информации, паспортов оборудования, нарядов на работы формирования графика ремонтов, потребности в МТО, оптимизации затрат на обслуживание оборудования. |
Таким образом, подводя некий итог, отметим, что в настоящее время существует достаточно много функциональных ЕАМ-решений и их грамотное внедрение позволяет существенно сократить затраты по обслуживанию оборудования, снизить количество поломок, повысить производительность труда специалистов обслуживающих служб, повысить качество продукции, а также общую конкурентоспособность предприятия.
Список используемой литературы
1. Дружинин Г. В. Процессы технического обслуживания автоматизированных систем, М., 1973
2. Шехватов Д. Эволюция систем управления техобслуживанием и ремонтами./ Шехватов Д.// Оборудование - №2 - 2004.
3. Савенко В. Системы управления ремонтами и техническим обслуживанием: качество и эффективность на основе функционально-полных ИТ-решений / Савенко В. // Энергобизнес, - №15 - 2003.
4. Управление техобслуживанием и ремонтами. Электронное издание – http://www.ifsrussia.ru/eam.htm, 2007.
Другие материалы из раздела Организация производства
Предыдущее: | Основные требования к организации оперативного планирования основного производства |
Следующее: |
Жизненный цикл подразделения предприятия |
Лучшее по просмотрам: | Организация производства: понятие, функции и сущность |