Методика в общем случае представляет собой "совокупность приемов, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо" [2]. Целью ее разработки является формирование комплексной системы показателей, позволяющей провести объективный анализ состояния организации и реализации технического обслуживания, ремонта оборудования по отдельным выделяемым подсистемам, для выявления имеющихся организационно-экономических резервов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта оборудования. При создании методики автор предлагает выделять отдельные подсистемы, ряд показателей (количественных и качественных), которые характеризуют степень соответствия данной подсистемы определенным требованиям, предъявляемым к современным системам технического обслуживания и ремонта. Взаимосвязь компонентов предлагаемой нами методики оценки представим на рисунке 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь между компонентами методики оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования
Из рисунка 1 следует, что на выделяемые компоненты (подсистемы) системы рационального технического обслуживания и ремонта, а также группы выделяемых показателей по данным подсистемам оказывают влияние принципы современного технического обслуживания и ремонта оборудования . Среди наиболее значимых для методики принципов выделим следующие:
1) достижение самых высоких показателей работы оборудования;
2) самостоятельное обслуживание оборудования операторами;
3) предупреждение и раннее выявление дефектов оборудования;
4) стандартизация операций;
5) постоянное совершенствование.
Реализация данных принципов, необходимость выявления и использования определенных групп организационно-экономических резервов, обуславливают состав и структурные особенности выделяемых подсистем в системе технического обслуживания и ремонта, а также ряд показателей, используемых при оценке состояния технического обслуживания на предприятии. Ниже представим перечень основных выделяемых компонентов (подсистем) системы технического обслуживания и ремонта оборудования, анализ которых, по нашему мнению, позволяет получить более полное объективное представление о состоянии системы существующей на предприятии технического обслуживания и ремонта оборудования, а также ее соответствии системам класса ТРМ:
- организация службы технического обслуживания;
- организация рабочих мест;
- эксплуатация, обслуживание и ремонт оборудования;
- обеспечение качества выполняемых работ;
- организация работ по постоянному совершенствованию технического обслуживания и ремонта.
Показатели, характеризующие состояние рабочих мест, их организацию, оказывают существенное влияние на состояние оборудования и его эксплуатацию, качество выпускаемых изделий, производительность операторов, несмотря на тот факт, что на первый взгляд не имеют прямого отношения к состоянию технического обслуживания. Поэтому, по нашему мнению, они также заслуживают пристального внимания и позволяют получить более развернутое представление о состоянии технического обслуживания на предприятии.
Необходимо заметить, что анализ только количественных показателей не обеспечивает достаточно полного представления о положении дел в области технического обслуживания и ремонта оборудования, поскольку существенная часть параметров не имеет строго выраженного количественного выражения. Поэтому в данной методике используются и качественные показатели. Так как одним из эффективных и часто используемых методов сбора информации, позволяющих получить качественные характеристики объекта, являются анкетные опросы участников производственного процесса, специалистов, руководителей различных уровней, то целесообразно при проведении анализа использовать анкету, содержащую аттестационные вопросы и позволяющую определить значение наиболее существенных качественных показателей по выделенным ранее компонентам.
Проводить оценку состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии в рамках предлагаемой методики предполагается в три основных этапа. На первом этапе осуществляется сбор исходных данных для расчета определенного перечня количественных и анализа качественных показателей.
В таблице 1 представим количественные показатели по отдельным компонентам, формулы для их расчета и нормативные значения (диапазоны значений). Нормативное значение данных показателей определялось на основе передового опыта отечественных и зарубежных предприятий, где успешно используется система всеобщего обслуживания обо-рудования. В частности к таким предприятиям относятся ведущие мировые автопроизводители, например Toyota, Honda, Volkswagen AG и General Motors. Среди российских предприятий отметим Братский алюминиевый завод (БрАЗ), входящий в группу компаний "Русал", Заволжский моторный завод (ЗМЗ), Ярославский шинный завод, автозавод УАЗ.
Таблица 1 – Количественные показатели методики оценки состояния организации технического обслуживания и ремонта оборудования.
Наименование показателя |
Формула для расчета |
Нормативное значение |
Организация и обслуживание рабочих мест |
||
Коэффициент организации рабочих мест (Крм) |
Крм = Чсм/Чнрм , где Чсм и Чнрм – число соответствующих и несоответствующих нормам рабочих мест |
0,95-1,0 |
Коэффициент автоматизации рабочих мест |
Ка = Ча/Чобщ, где Ча и Чобщ – число автоматизированных рабочих мест и общее число рабочих мест |
0,3-0, 8 |
Коэффициент квалификации работающих (Ккр) |
Ккр = Кср/Рвп, где Кср - средний квалификационный разряд, Рв.п. – разряд выполняемых работ |
0,95 -1,0 |
Коэффициент выполнения принципов 5S (К5s) |
К5s = Квп/Кнп, где Квп и Кнп - количество выполняемых и невыполняемых принципов |
1,0 |
Использование, обслуживание и ремонт оборудования |
||
Коэффициенты ритмичности производства (месячный и годовой) |
Крм = Офм/Опм ; Крг = (Крм1+…+Крм12)/12; где Офм и Опм - объемы фактического и планового выпуска продукции в месяц |
0,95-1,0 |
Коэффициент готовности оборудования (Кг) |
Кг = tфакт/tнорм, где tфакт – фактическое время работы оборудования, tнорм – нормативное время работы оборудования |
0,75-0,9 |
Коэффициент производительности оборудования (Кпро) |
Кпро = Тв/Пв, где Тв - текущая выработка изделий, Пв - плановая выработка |
0,7-0,9 |
Коэффициент качества произведенной продукции (Кк) |
Кк = количество качественных изделий/ количество запланированных к выпуску изделий |
0,97-0,99 |
Общая эффективность оборудования (ОEE) |
ОЕЕ = Кг*Кпро *Кк*100% |
80-85% |
Коэффициент потерь времени в результате плановых остановок (Кпл) |
Кпл = tпло/tнорм, где tнорм - нормативное время работы оборудования, tпло - время плановых остановок |
0,03-0,05 |
Коэффициент потерь в результате вынужденных остановок (Кпво) |
Кпво = tво/tнорм, где tнорм - нормативное время работы оборудования, tво - время вынужденных остановок |
0,02-0,05 |
Коэффициент потерь в результате простоев (Кпп) |
Кпп = tп/tнорм, где tнорм - нормативное время работы оборудования, tп - время простоев Кпп = Кпл+Кпво |
0,03-0,05 |
Коэффициент потерь из-за выпуска бракованной продукции (Кб) |
Кб = (1- Кк) *100% |
0,01-0,001 |
Коэффициент потерь скорости работы оборудования (Ксо) |
Ксо = tнр + tср*Кс /tнорм, где tнр - время работы оборудования с нормативной скоростью, tср - время работы оборудования со сниженной скоростью, Кс - коэффициент снижения скорости (Ксо = 1- Оее-Кб-Кпп) |
0,03-0,05 |
Время на переналадку оборудования по видам |
|
1-60 минут |
Физический износ оборудования |
|
20-50% |
Обеспечение качества выполняемых работ |
||
Коэффициент применения прогрессивных методов контроля (Кпмк) |
Кпмк = Чкпр / Чко, где Чкпр – число контрольных операций, где применяются прогрессивные методы контроля; Чко – общее число контрольных операций |
0,85-1,0 |
Величина окончательного брака (%) |
|
0,01-0,001 |
Остановимся подробнее на особенностях некоторых представленных в таблице 1 количественных показателей. Коэффициенты потерь характеризуют потери в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте оборудования по их видам возникновения. Взятые в процентном отношении они в сумме с показателем ОЕЕ дают 100% [5]. Время плановых остановок (tпло) включает в себя запланированные операции, связанные непосредственно с эксплуатацией оборудования, например, смену продукции или изменение размера, стандартную проверку, плановую загрузку материалов. Время вынужденных остановок (tво) включает в себя незапланированное время простоя линии из-за внешних причин, таких как: недостача сырья, нехватка обслуживающего персонала. Время простоя (пр) включает незапланированные события простоя оборудования: простои, связанные с работой вспомогательного оборудования, отказ оборудования из-за неправильной эксплуатации, из-за ошибок операторов, проблем, вызванных некачественными поставщиками или сырьем, сбоям в системах контроля, внеплановыми проверками, загрязнениями от продукта или процесса.
Получить информацию для расчета представленных количественных показателей можно с использованием методов непосредственных наблюдений, т. е. путем обследования изучаемых явлений, а также с помощью изучения технологической, плановой и производственной документации в различных подразделениях предприятия (например, планово-экономический отдел, ремонтная служба, производственный отдел и другие).
Также для определения качественных показателей по выделенным ранее компонентам проводится анкетный опрос участников производственного процесса, специалистов, руководителей различных уровней. В таблице 2 приведем в качестве примера часть таких вопросов для анкеты, позволяющей определить наиболее важные качественные показатели по выделенным ранее подсистемам.
На втором этапе происходит расчет количественных и анализ качественных показателей по собранным данным. В случае недостатка исходных данных для расчета и/или анализа части показателей, проводится дополнительный сбор данных.
Таблица 2 – Анкета для оценки качественных показателей
Содержание вопроса |
Вариант ответа |
Кто опрашивается |
Организация службы технического обслуживания |
||
Какой тип организационной структуры ремонтных службы используется на предприятии? |
|
Главный механик, зам. гендиректора по производству |
Сколько уровней подчинения имеется в структуре данной службы? |
|
Зам. гендиректора по производству, анализ структуры |
Имеет ли место двойное соподчинение и проблемы координации между подразделениями службы? |
|
Главный механик, зам. гендиректора по производству, |
Организация и обслуживание рабочих мест |
||
Составляются и выполняются стандартизированные рабочие инструкции по обслуживанию рабочих мест? |
Да/ Нет |
Рабочие, бригадиры, специалисты ОНиОТ |
Имеются ли простои рабочих из-за несвоевременной доставки инструмента/ материалов на рабочее место? |
Да, часто/Да, редко/Нет |
Рабочие, бригадиры |
Проводится ли самостоятельное обслуживание рабочих мест? |
Да/ Нет/ Частично |
Рабочие, мастера участков, специалисты отдела ООП |
Проводится на РМ: сортировка всех предметов соблюдение порядка (все на своих местах), периодическая уборка (содержание в чистоте), постоянное совершенствование. |
Да/Нет |
Рабочие, мастера участков
|
Использование, обслуживание и ремонт оборудования |
||
Создаются ли малые группы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования? |
Да/ Нет |
Специалисты ООП, ремонтной службы |
Участвуют ли операторы оборудования в его первичной диагностике и техническом обслуживании? |
Да/ Нет/ Частично |
Рабочие, специалисты ООП, ремонтной службы |
Существует на предприятии система визуального оповещения о возникающих на оборудовании неисправностях? |
Да/нет |
Специалисты ремонтной службы, начальники цехов |
Происходят ли поломки оборудования, допущенные в результате неправильной эксплуатации? |
Да, часто/ Да, редко/ Нет |
Бригадиры, сотрудники ремонтной службы |
Третий этап включает обработку полученных качественных и количественных показателей (сравнение их с эталонными значениями и требованиями), выявление и группировку организационно-экономических резервов повышения эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования по видам и местам возникновения.
Обобщая изложенное, можно сказать, что представленная методика оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования позволяет получить комплексное представление о данной области на предприятии и соответствии ее принципам, основным показателям, характерным для современных систем всеобщего обслуживания оборудования.
Литература
1. Итикава А., Тагаки И., Такэбэ Ю. ТРМ в простом и доступном изложении / Пер с яп. А. Н. Стерляжникова; Под науч. ред. Растимешина, Т. М. Куприяновой. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2008. - 128 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
3. Вейдер Майкл. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства /Майкл Вейдер; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 125 с.
4. Туровец О. Г. Организация производства: Учеб. для ВУЗов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное – М.: «Экономика и финансы», 2002. – 452 с.
5. Группа разработчиков издательства Productivity Press. Общая эффективность оборудования / Пер. с англ. – М.: ИКСИ, 2007. – 120 с.
Другие материалы из раздела Организация производства
Предыдущее: | Пути развития системы надежности производства на огнеупорных заводах |
Следующее: |
Риски организации устойчивого развития производства |
Лучшее по просмотрам: | Организация производства: понятие, функции и сущность |