EKportal.ru // СТАТЬИ // Организация производства // Методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудованияКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования
В статье рассматриваются методические аспекты оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на промышленных предприятиях
Автор: Ерохин Е. А.
Дата: 2013-12-26 13:50

В настоящее время повышение эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования, а также использование организационно-экономических резервов в данной области деятельности предприятий напрямую связаны с изменениями в существующей на предприятиях системе технического обслуживания и ремонта оборудования. Для принятия любых решений по модификации (перестройке) данной системы, необходимо провести анализ текущего положения в сравнении с требованиями и нормативными значениями, присущими современным системам технического обслуживания, например ТРМ-системам, как наиболее эффективным существующим решениям в данной области [1]. Для проведения подобного анализа необходимо разработать методику оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии.
Методика в общем случае представляет собой "совокупность приемов, методов целесообразного  проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо" [2]. Целью ее разработки является формирование комплексной системы показателей, позволяющей провести объективный анализ состояния организации и реализации технического обслуживания, ремонта оборудования по отдельным выделяемым подсистемам, для выявления имеющихся организационно-экономических резервов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта оборудования. При создании методики автор предлагает выделять отдельные подсистемы, ряд показателей (количественных и качественных), которые характеризуют степень соответствия данной подсистемы определенным требованиям, предъявляемым к современным системам технического обслуживания и ремонта. Взаимосвязь компонентов предлагаемой нами методики оценки представим на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Взаимосвязь между компонентами методики оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования


Из рисунка 1 следует, что на выделяемые компоненты (подсистемы) системы рационального технического обслуживания и ремонта, а также группы выделяемых показателей по данным подсистемам оказывают влияние принципы современного технического обслуживания и ремонта оборудования . Среди наиболее значимых для методики принципов выделим следующие:
 
1) достижение самых высоких показателей работы оборудования;
2) самостоятельное обслуживание оборудования операторами;
3) предупреждение и раннее выявление дефектов оборудования;
4) стандартизация операций;
5) постоянное совершенствование.

Реализация данных принципов, необходимость выявления и использования определенных групп организационно-экономических резервов, обуславливают состав и структурные особенности выделяемых подсистем в системе технического обслуживания и ремонта, а также ряд показателей, используемых при оценке состояния технического обслуживания на предприятии. Ниже представим перечень основных выделяемых компонентов (подсистем) системы технического обслуживания и ремонта оборудования, анализ которых, по нашему мнению, позволяет получить более полное объективное представление о состоянии системы существующей на предприятии технического обслуживания и ремонта оборудования, а также ее соответствии системам класса ТРМ:
  • организация службы технического обслуживания;
  • организация рабочих мест;
  • эксплуатация, обслуживание и ремонт оборудования;
  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • организация работ по постоянному совершенствованию технического обслуживания и ремонта.
Как следует из рисунка 1, по каждому компоненту (подсистеме) выделяется группа показателей, позволяющая провести оценку состояния технического обслуживания и ремонта оборудования в соответствии с нормативными значениями данных показателей, характерными для предприятий, уже имеющих рациональную систему технического обслуживания и ремонта оборудования, аналогичную системе ТРМ. Ключевое значение имеет группа количественных показателей, позволяющих определить общую эффективность оборудования - OEE (Overall Equipment Effectiveness), которая отражает уровень эффективности использования и техническое состояние оборудования на предприятии [3]. Данный показатель является интегральным и подробнее будет рассмотрен ниже. Другие используемые количественные показатели [4], характеризующие определенных видов ресурсов при техническом обслуживании и работе оборудования, позволяют точнее определить характер и количественное значение неиспользованных резервов.

Показатели, характеризующие состояние рабочих мест, их организацию, оказывают существенное влияние на состояние оборудования и его эксплуатацию, качество выпускаемых изделий, производительность операторов, несмотря на тот факт, что на первый взгляд не имеют прямого отношения к состоянию технического обслуживания. Поэтому, по нашему мнению, они также заслуживают пристального внимания и позволяют получить более развернутое представление о состоянии технического обслуживания на предприятии.
Необходимо заметить, что анализ только количественных показателей не обеспечивает достаточно полного представления о положении дел в области технического обслуживания и ремонта оборудования, поскольку существенная часть параметров не имеет строго выраженного количественного выражения. Поэтому в данной методике используются и качественные показатели. Так как одним из эффективных и часто используемых методов сбора информации, позволяющих получить качественные характеристики объекта, являются анкетные опросы участников производственного процесса, специалистов, руководителей различных уровней, то целесообразно при проведении анализа использовать анкету, содержащую аттестационные вопросы и позволяющую определить значение наиболее существенных качественных показателей по выделенным ранее компонентам.
Проводить оценку состояния технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии в рамках предлагаемой методики  предполагается в три основных этапа. На первом этапе осуществляется сбор исходных данных для расчета определенного перечня количественных и анализа качественных показателей.
В таблице 1 представим количественные показатели по отдельным компонентам, формулы для их расчета и нормативные значения (диапазоны значений). Нормативное значение данных показателей определялось на основе передового опыта отечественных и зарубежных предприятий, где успешно используется система всеобщего обслуживания обо-рудования. В частности к таким предприятиям относятся ведущие мировые автопроизводители, например Toyota, Honda, Volkswagen AG и General Motors. Среди российских предприятий отметим Братский алюминиевый завод (БрАЗ), входящий в группу компаний "Русал", Заволжский моторный завод (ЗМЗ), Ярославский шинный завод, автозавод УАЗ.
 

Таблица 1 – Количественные показатели методики оценки состояния организации технического обслуживания и ремонта оборудования.
 

Наименование показателя

Формула  для расчета

Нормативное значение

Организация и обслуживание рабочих мест

Коэффициент организации рабочих мест (Крм)

Крм = Чсм/Чнрм , где Чсм и Чнрм – число соответствующих и несоответствующих нормам рабочих мест

0,95-1,0

Коэффициент автоматизации рабочих мест

Ка = Ча/Чобщ, где Ча и Чобщ – число автоматизированных рабочих мест и общее число рабочих мест

0,3-0, 8

Коэффициент квалификации работающих (Ккр)

Ккр = Кср/Рвп, где Кср - средний квалификационный разряд, Рв.п. – разряд выполняемых работ

0,95 -1,0

Коэффициент выполнения принципов 5S (К5s)

К5s = Квп/Кнп, где Квп и Кнп - количество выполняемых и невыполняемых принципов

1,0

Использование, обслуживание и ремонт оборудования

Коэффициенты ритмичности производства (месячный и годовой)

Крм = Офм/Опм ;

Крг = (Крм1+…+Крм12)/12; где Офм и Опм - объемы фактического и планового выпуска продукции в месяц

0,95-1,0

Коэффициент готовности оборудования (Кг)

Кг = tфакт/tнорм, где tфакт – фактическое время работы оборудования, tнорм – нормативное время работы оборудования

0,75-0,9

Коэффициент производительности оборудования (Кпро)

Кпро = Тв/Пв, где Тв - текущая выработка изделий, Пв - плановая выработка

0,7-0,9

Коэффициент качества произведенной продукции (Кк)

Кк = количество качественных изделий/ количество запланированных к выпуску изделий

0,97-0,99

Общая эффективность оборудования (ОEE)

ОЕЕ = Кг*Кпро *Кк*100%

80-85%

Коэффициент потерь времени в результате плановых остановок (Кпл)

Кпл = tпло/tнорм, где  tнорм - нормативное время работы оборудования, tпло - время плановых остановок

0,03-0,05

Коэффициент потерь в результате вынужденных остановок (Кпво)

Кпво =  tво/tнорм, где  tнорм - нормативное время работы оборудования, tво - время вынужденных остановок

0,02-0,05

Коэффициент потерь в результате простоев (Кпп)

Кпп = tп/tнорм, где  tнорм - нормативное время работы оборудования, tп - время простоев

Кпп = Кпл+Кпво

0,03-0,05

Коэффициент потерь из-за выпуска бракованной продукции (Кб)

Кб = (1- Кк) *100%

0,01-0,001

Коэффициент потерь скорости работы оборудования (Ксо)

Ксо = tнр + tср*Кс /tнорм, где tнр - время работы оборудования с нормативной скоростью, tср - время работы оборудования со сниженной скоростью, Кс - коэффициент снижения скорости (Ксо = 1- Оее-Кб-Кпп)

0,03-0,05

Время на переналадку оборудования по видам

 

1-60 минут

Физический износ оборудования

 

20-50%

Обеспечение качества выполняемых работ

Коэффициент применения прогрессивных методов контроля (Кпмк)

Кпмк = Чкпр / Чко, где Чкпр – число контрольных операций, где применяются прогрессивные методы контроля; Чко – общее число контрольных операций

0,85-1,0

Величина окончательного брака (%)

 

0,01-0,001


Остановимся подробнее на особенностях некоторых представленных в таблице 1 количественных показателей. Коэффициенты потерь характеризуют потери в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте оборудования по их видам возникновения. Взятые в процентном отношении они в сумме с показателем ОЕЕ дают 100% [5]. Время плановых остановок (tпло) включает в себя запланированные операции, связанные непосредственно с эксплуатацией оборудования, например, смену продукции или изменение размера, стандартную проверку, плановую загрузку материалов. Время вынужденных остановок (tво) включает в себя незапланированное время простоя линии из-за внешних причин, таких как: недостача сырья, нехватка обслуживающего персонала. Время простоя (пр) включает незапланированные события простоя оборудования: простои, связанные с работой вспомогательного оборудования, отказ оборудования из-за неправильной эксплуатации, из-за ошибок операторов, проблем, вызванных некачественными поставщиками или сырьем, сбоям в системах контроля, внеплановыми проверками, загрязнениями от продукта или процесса.
Получить информацию для расчета представленных количественных показателей можно с использованием методов непосредственных наблюдений, т. е. путем обследования изучаемых явлений, а также с помощью изучения технологической, плановой и производственной документации в различных подразделениях предприятия (например, планово-экономический отдел, ремонтная служба, производственный отдел и другие).
Также для определения качественных показателей по выделенным ранее компонентам проводится анкетный опрос участников производственного процесса, специалистов, руководителей различных уровней. В таблице 2 приведем в качестве примера часть таких вопросов для анкеты, позволяющей определить наиболее важные качественные показатели по выделенным ранее подсистемам.
На втором этапе происходит расчет количественных и анализ качественных показателей по собранным данным. В случае недостатка исходных данных для расчета и/или анализа части показателей, проводится дополнительный сбор данных.

   
Таблица 2 – Анкета для оценки качественных показателей

Содержание вопроса

Вариант ответа

Кто опрашивается

Организация службы технического обслуживания

Какой тип организационной структуры ремонтных службы используется на предприятии?

 

Главный механик, зам. гендиректора по производству

Сколько уровней подчинения имеется в структуре данной службы?

 

Зам. гендиректора по производству, анализ структуры

Имеет ли место двойное соподчинение и проблемы координации между подразделениями службы?

 

Главный механик, зам. гендиректора по производству,

Организация и обслуживание рабочих мест

Составляются и выполняются стандартизированные рабочие инструкции по обслуживанию рабочих мест?

Да/ Нет

Рабочие, бригадиры, специалисты ОНиОТ

Имеются ли простои рабочих из-за несвоевременной доставки инструмента/ материалов на рабочее место?

Да, часто/Да, редко/Нет

Рабочие, бригадиры

Проводится ли самостоятельное обслуживание рабочих мест?

Да/ Нет/ Частично

Рабочие, мастера участков, специалисты отдела ООП

Проводится  на РМ: сортировка всех предметов  соблюдение порядка (все на своих местах), периодическая уборка (содержание в чистоте), постоянное совершенствование.

 

Да/Нет

Рабочие, мастера участков

 

Использование, обслуживание и ремонт оборудования

Создаются ли малые группы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования?

Да/ Нет

Специалисты ООП, ремонтной службы

Участвуют ли операторы оборудования в его первичной диагностике и техническом обслуживании?

Да/ Нет/ Частично

Рабочие, специалисты ООП, ремонтной службы

Существует на предприятии система визуального оповещения о возникающих на оборудовании  неисправностях?

Да/нет

Специалисты ремонтной службы, начальники цехов

Происходят ли поломки оборудования, допущенные в результате неправильной эксплуатации?

Да, часто/ Да, редко/ Нет

Бригадиры, сотрудники ремонтной службы



Третий этап включает обработку полученных качественных и количественных показателей (сравнение их с эталонными значениями и требованиями), выявление и группировку организационно-экономических резервов повышения эффективности технического обслуживания и ремонта оборудования по видам и местам возникновения.
Обобщая изложенное, можно сказать, что представленная методика оценки состояния технического обслуживания и ремонта оборудования позволяет получить комплексное представление о данной области на предприятии и соответствии ее принципам, основным показателям, характерным для современных систем всеобщего обслуживания оборудования.

Литература

1. Итикава А., Тагаки И., Такэбэ Ю. ТРМ в простом и доступном изложении / Пер с яп. А. Н. Стерляжникова; Под науч. ред. Растимешина, Т. М. Куприяновой. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2008. - 128 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
3. Вейдер Майкл. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства /Майкл Вейдер; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 125 с.
4. Туровец О. Г. Организация производства: Учеб. для ВУЗов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное – М.: «Экономика и финансы», 2002. – 452 с.
5.  Группа разработчиков издательства Productivity Press. Общая эффективность оборудования / Пер. с англ. – М.: ИКСИ, 2007. – 120 с.
 

Другие материалы из раздела Организация производства
Предыдущее:Пути развития системы надежности производства на огнеупорных заводах
Следующее: Риски организации устойчивого развития производства
Лучшее по просмотрам:Организация производства: понятие, функции и сущность
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.